Адмиралы пшеничных морей

23 ноября 2016, 07:17 2973
Агрокарьера

Подписание Соглашения об ассоциации с ЕС формально открыло дорогу украинским производителям на европейский рынок. Сможет ли ведущая отрасль экономики Украины соответствовать высоким мировым стандартам или так и останется «житницей», которая вырабатывает все больше зерна, получая все меньше прибыли, способна ли она выжить в условиях глобализации и быть конкурентоспособной на мировом рынке?

Еще не так давно основными факторами конкурентоспособности в аграрном секторе считались качество и расположение земли. Затем на первый план вышли технологии (яркий пример тому — феномен сельского хозяйства Израиля, где менее 20% земель пригодны для земледелия), далее — система управления предприятием, его структура и менеджмент. Но аграрный мир меняется непрерывно, и сегодня многие эксперты признают, что именно компетентный менеджмент становится основным залогом успеха. Т.е., несмотря на всю специфичность агробизнеса, кадры, как и в других отраслях экономики, теперь и здесь «решают все», а в случае, когда они «не дотягивают», виноваты погода, урожайность, правительство, налоги... И аграрный бизнес Украины — хорошее подтверждение этому, так как за историями успеха предприятий стоят конкретные люди, управленцы высокой квалификации.

Да, конечно, аграрный сектор — сфера бизнеса со множеством рисков и высокой степенью неопределенности. Очень многое зависит от факторов, которые невозможно предугадать и контролировать: погода, болезни животных и растений, нашествия насекомых, изменения климата и т. д. Однако можно с низкой урожайностью получить высокую прибыль, можно даже продолжать эффективно работать в прифронтовой зоне с половиной техники и земли, а можно с одним из лучших земельных банков в стране «вдруг» оказаться банкротом. Поэтому неудивительно, что в последнее время все чаще появляются сравнения успешных в агробизнесе топ-менеджеров с полевыми генералами, полководцами экономического фронта или дирижерами изменений. Метафоры замечательные, в памяти сразу всплывают истории о 300 спартанцах или непобедимой армаде и становится понятным, что нет плохих факторов — есть факторы неопределенности, и во времена рыночной экономики большой урожай или банк земли еще не означает большой доход. Побеждают стратегия, осведомленность, умение правильно интерпретировать факты и моделировать ситуации — знать детали, но мыслить масштабно.

Так какими же качествами и навыками должен обладать компетентный менеджер аграрного сектора, чтобы в итоге стать «полководцем» аграрного сектора? 

На сегодняшний день составлен не один «список ключевых навыков и/или качеств успешного руководителя», чаще всего фигурирует любимое число 7 :), хотя исследователи выявили более 60 характеристик эффективно работающих менеджеров. Большинство из них относятся к поведенческим навыкам. Эти характеристики не зависят от характера и уровня производства или от трудовых обязанностей. Вне зависимости от постов и должностей руководителей, чья деятельность изучалась учеными, их основные навыки остаются практически одинаковыми. Естественно, эти списки пересекаются, а качества или навыки в них могут располагаться на разных местах в порядке важности в зависимости, например, от года или страны проведения исследования. Поэтому прислушаемся к тому, что говорят практики агросектора, и рассмотрим наиболее важные навыки/качества «укрупненно».

Управление стрессом и временем, способность принимать решения фигурируют во многих списках качеств эффективного менеджера, но обилие факторов неопределенности делает стрессоустойчивость и умение оперативно принимать эффективные решения качествами, абсолютно необходимыми для руководителя в аграрной сфере, это кандидатский минимум.

Управленческий талант + Знание своего бизнеса — для руководителя в агросекторе эти знания одинаково важны и неразделимы, здесь невозможно ограничиться только профессией менеджера или только агронома. Агроном не сможет руководить бизнес-процессами, а менеджер не сможет принимать решения без специализированных профессиональных агрознаний.

Профессиональные управленцы часто переходят из одной сферы экономики в другую, довольно быстро вникая в процессы. В случае с агросферой процесс адаптации, как правило, длится не один год, так как, в отличие от других сфер экономики, здесь появляется еще один «производственный фактор» — земля. Этот живой организм надо если не любить, то, как минимум, понимать, и не только теоретически. Плюс внешние факторы — охрана окружающей среды, социальная ответственность, влияние погоды и климата. Менеджерам из других сфер бизнеса придется вложить немало времени и сил в обучение, в изучение специфики конкретной аграрной компании и сектора в целом, но главный акцент придется сделать на умении создать команду.

И все же, чтобы стать успешным руководителем в агросекторе, необязательно начинать карьеру агрономом или фермером. Как мы уже писали, многие из нынешних успешных топов или владельцев пришли в агробизнес лет 10-15 назад отнюдь не из сельхозакадемий и обучались на практике, различных стажировках, позже получали профильное образование.

Сегодняшний менеджер аграрной компании должен понимать не только производственную составляющую, но и суть продаж, закупок, принципы работы с банками и государственными учреждениями, для него важны знания международного бизнеса и макроэкономики. Без систематического анализа общемировых тенденций и ситуации на мировых аграрных рынках конкурировать на локальных и региональных аграрных рынках будет сложно.

Для того чтобы занимать руководящую должность на агропредприятии, надо получить два образования, считают нынешние руководители агросектора, у многих из которых — два и более диплома. Но главное в этом процессе — не останавливаться, аграрный мир динамичен, наука не стоит на месте, технологии меняются, и то, что считалось передовым еще десять лет назад, сейчас — далекое прошлое. Нужно всегда «быть в форме» и «держать руку на пульсе».

Умение создать команду, мотивация, развитие способностей и навыков сотрудников. Задача подбора кадров и превращения их в команду, способную развивать компанию, всегда была и будет актуальной и непростой для любого бизнеса. Но в аграрном бизнесе — опять-таки своя специфика. Медиаресурсы, посвященные агробизнесу, буквально «кричат» о кадровом голоде и необходимости вливания в сектор «новой крови», это касается как управленческого звена, так и квалифицированной рабочей силы. Но молодые специалисты, получившие качественное образование в сфере сельского хозяйства, стремятся уехать за границу или отправляются искать счастья в большие города. Причем эта проблема характерна не только для Украины, но и для развитых европейских стран. Распространенными стали грустные шутки «было бы кем руководить» или «на одного тракториста 5 начальников».  

Еще одна проблема — уровень подготовки специалистов. По мнению большинства руководителей АПК, украинское аграрное образование устарело, отстает от реальности лет на 10-15 и нуждается в реформе. Успешный руководитель должен уделять достаточно внимания решению этой проблемы, чтобы предприятие могло самостоятельно готовить собственные кадры: проводить семинары, оплачивать учёбу, обеспечивать стажировку за границей и т. п. Одновременно такие инвестиции в кадры позволяют повысить мотивацию в несколько раз и, в итоге, сформировать очень сильную команду, которая будет способствовать развитию бизнеса.

Поэтому работа с кадрами и мотивация является действительно вызовом для менеджера любого уровня в агробизнесе. Найти, «воспитать», обучить и затем удержать.

Иными словами, знать своих людей столь же важно, как и знать свой бизнес. Для этого требуются скрупулезная оценка персонала и объективная обратная связь. Руководителю важно развивать в себе умение слушать, дослушать до конца, даже если решение уже принято, важно собирать мнения и идеи, пускай даже не такие убедительные и четкие, как хотелось бы. «Топы не спускаются вниз и не слышат людей с их потребностями», — сетуют на форумах сотрудники агрохолдингов. Понятно, что не должны, да и не могут — нынешние «полководцы» живут совершенно в другом ритме и потоке информации, чтобы знать каждого «солдата» по имени и в лицо. «Но как же тогда они выбирают своих подчиненных?» — справедливый вопрос. Менеджерам любого уровня стоит помнить, что для многих сотрудников умение руководителя выслушать уже само по себе является мотивирующим фактором. Важно также прислушиваться к своим сотрудникам, чтобы понимать, кто из них реалистичен, кто оптимистичен, кому уже необходим новый вызов, как поведут они себя в неблагоприятных условиях и т. п. Кроме того, суждения специалистов помогут заполнить пробелы руководителя в знаниях, а еще этот навык позволит поддерживать контакт с теми сотрудниками, кто готов и не боится донести до руководителя разные точки зрения и дурные вести.

Делегирование полномочий — это все еще «зона роста» для топ-менеджеров и особенно многих собственников компаний. Следует понимать, что, управляя компанией в ручном режиме, можно в итоге стать серьезным фактором торможения ее развития.

Ответственность нужно спускать на все уровни управления, и сотрудники должны быть заинтересованы в этой ответственности бонусами, которые они получают при достижении ключевых показателей эффективности КРI. Но, естественно, не забывать о контроле.

Умение подать себя и общаться. Успешный современный руководитель должен обладать даром убеждения и умением преподносить себя и свои идеи, способностью общаться с самым широким кругом лиц, налаживать связи с органами управления на всех уровнях. Иметь устойчивый позитивный имидж и хорошую репутацию не только среди коллег, но и за пределами компании. Да, требуется немалая гибкость ума и стиля, чтобы общаться с абсолютно разными аудиториями, но в будущем важность этого качества будет только возрастать, так как жизнью аграрного бизнеса (особенно большого) интересуются и СМИ, и государственные органы, и банки, и держатели акций, и законодатели.

Стратегическое мышление и руководство. Это качество, которому сейчас стали придавать все большее значение и благодаря которому эффективный менеджер может стать современным «полководцем».

Многие украинские агропредприятия предпочитают работать без стратегии, собственники и топ-менеджеры рассматривают короткий промежуток времени и не представляют, какой будет компания, например, через два года. И таким компаниям все сложнее будет удержаться на рынке. В какую сторону движется компания, куда движется аграрный мир — это то, над чем следует задуматься. Разработка стратегического видения развития компании является одним из основных элементов системы управления в современной бизнес-среде. Стратегии могут быть разными (достижение максимальной прибыли на гектар за счет снижения затрат, специализация или диверсификация и т. д.), но они должны быть, равно как и четкие цели и критерии их достижения. Работая в условиях неопределенности, не стоит пасовать перед ней. Стратегические планы все равно нужно выполнять, даже если под давлением обстоятельств они могут измениться.

Но и это не все — реализация стратегии может быть успешной только в случае понимания ее менеджментом на каждом уровне и вовлеченности в ее реализацию всего коллектива. Здесь опять будет крайне полезным качество «умение работать с людьми», а именно — умение вдохновлять коллектив на всех уровнях. Может, слышали историю об уборщице на заводе Королева, которая «помогала строить ракеты»? Если вы добьетесь того, что тракторист действительно поверит, что он не просто работает, а «помогает возродить село» при стратегии поддержки развития сельской местности и повышения уровня благосостояния ее населения, в т.ч. пайщиков, например, то ваша компания сможет без проблем заключать долгосрочные договора хоть на 50 лет, и в перспективе решить проблему нехватки кадров на местах.

Современный руководитель агросектора должен не опираться на прошлый опыт, а жить одновременно в прошлом, настоящем и будущем рынка, мыслить же на 3-5 лет вперед, постоянно видеть ситуацию в целом, в объеме, реагировать на проблемы гибко и быстро.  

Управление рисками компании еще пока слабо развито в Украине, тогда как в мире это повсеместная практика, независимо от размера предприятия. Например, в США невозможно получить лицензию фермера без прохождения курсов Чикагской товарной биржи.

Поэтому современный менеджер начинает использовать долгосрочные программы защиты от рыночной волатильности, а не жаловаться на погоду при низком урожае или на жадных трейдеров при высоком.

Управление изменениями — качество, которое до недавнего времени не пользовалось признанием и не ценилось как таковое. Интуитивно понятное, но трудно поддающееся описанию :). Да, можно сказать, что современный «двигатель перемен» — это человек, который может осуществить преобразования или реформы, может сплотить и возглавить команду... Но, скорее всего, подразумевается исключительная способность постоянно жить в текучем и переходном состоянии — настрой на постоянные усовершенствования, постоянное выстраивание связей, налаживание процессов и систем, совершенствование коммерческих отношений, развитие лидерства. Способность генерировать или распознавать новые идеи, раньше других внедрять новшества, предугадывать грядущие перемены и способность «ловить волну», извлекать из них выгоду для бизнеса.

Самоанализ, самопознание. Только врожденных коммуникативных и управленческих талантов недостаточно. Успешный руководитель продолжает изучать и совершенствовать искусство управления, развивается как личность, работает над собой, чтобы держать в узде собственное эго и не бояться признать, что есть еще вещи, в которых он не очень сведущ.

Лидер, уверенно ведущий свою компанию к успеху, знает все, что важно и нужно знать об окружающем мире, он непрерывно учится, пополняя свой багаж знаний, ему свойственны исключительная гибкость и умение быстро адаптироваться к новым условиям. Но что самое важное и самое ценное — это его позитивный стиль руководства, заряжающий энергией и вселяющий уверенность в тех, кто идет за ним и вместе с ним.

Рекрутинговый портал «Агрокарьера»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.