Во-первых, из-за неблагоприятных погодных условий весной, рекордные урожаи собрать не удалось. Но из-за распространения в СМИ мнения о суперурожае, покупатели и потребители не спешили заключать контракты с фермерами. Те, в свою очередь, были вынуждены уменьшать цены на свою продукцию.
Во-вторых, переработчики, экспортеры и розничные сети вынуждены покупать продукцию только у официальных производителей. А все потому, что хозяйства населения, в отличие от профессиональных сельскохозяйственных производителей, не всегда могут подтвердить официальное происхождение своей продукции и не платят НДС. Поэтому и выгодно сбывать продукцию тоже не могут.
В-третьих, в Украине банально не хватает места для хранения свежих фруктов. На сегодняшний день общий объем таких мощностей не превышает 300 тыс. тонн. Этого катастрофически мало, если учитывать, что только яблок собрали 1,5 млн тонн. И хотя, за счет существенной поддержки правительством отрасли садоводства, в текущем году объем их хранения увеличился на 6%, в целом на рынке ситуацию это не изменило.
Отдельно хотел бы остановиться на торговле фруктами и ягодами. Последние два года ассоциация «УКРСАДПРОМ» активно популяризирует украинскую продукцию на внешних рынках. Это создало мощный спрос на плодово-ягодную продукцию из Украины и, соответственно, увеличило экспорт. В прошлом году стоимость экспорта фруктов оказалась для нас самой высокой за время независимости. Украина экспортировала плодов и ягод на сумму $229 млн, это на 17% больше по сравнению с 2017 годом.
Такая тенденция безусловно повлияла на внутренний рынок. Поскольку производство продукции премиумного качества существенно не растет, а ее экспорт каждый раз увеличивается, это означает, что качественной продукции для внутреннего рынка остается все меньше. Это автоматически создает спрос и регулирует цену на свежую продукцию более низкого качества, которая хранится для реализации в Украине.
Здесь сразу хочу разграничить понятия «урожай» и «продукция». Под продукцией следует понимать не то, что выросло на кустах или деревьях, а то, что собрали и отгрузили покупателям в том виде, в котором они хотят ее купить.
Если говорить о рынках сбыта, то главными остаются страны Европейского Союза. Они закупают примерно 2/3 нашей плодово-ягодной продукции.
Также по инициативе ассоциации «УКРСАДПРОМ» в маркетинговом сезоне 2018-2019 гг. была начата агрегационная программа системного экспорта свежих яблок компанией USPA FRUIT в страны Персидского залива и Азиатско-Тихоокеанского региона. Для успешной реализации этой программы 14 хозяйств-производителей из Закарпатской, Львовской, Черновицкой, Хмельницкой, Тернопольской, Винницкой и Днепропетровской областей совместно обеспечивают экспорт свежих яблок премиального качества. Они обеспечили стабильную фиксацию торговых прилавков непосредственно в розничных торговых сетях в 12 странах мира.
Фермеры, участвующие в этой программе, получили за свою продукцию цену, которая вдвое превысила средние цены на рынке Украины. Это не только экономически выгодно для них, но и позволяет прогнозировать свою деятельность и улучшать технологию производства.
Также компании USPA FRUIT удалось улучшить логистику и в 1,5 раза уменьшить транспортные расходы для экспорта свежих фруктов. Для этого компания начала перевозки свежих яблок по железной дороге — от хозяйств-производителей к морским портам Украины. А уже оттуда на судах товар транспортируют в страны Персидского залива и Азии.
Еще из положительного добавлю: украинские производители начали менять свой подход к работе. Теперь они не просто интересуются, но и покупают сложные решения для упаковки и длительного хранения ягод и фруктов в свежем виде.
Дмитрий Крошка, председатель ассоциации «Укрсадпром»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.