Про коучинговый подход в управлении много говорят. Что же это такое и как вы как руководитель можете его внедрить, если достичь результатов хотите, а нанимать коуча или получать специальное образование пока не готовы?
Как практикующий коуч, работающий с руководителями, хочу поделиться 6 коучинговыми навыками, формирование которых, по отзывам клиентов, было наиболее ценным.
Фактическое мышление
Наш мозг обрабатывает информацию очень быстро. Часто мы не замечаем, что принимаем решения не на основе фактов, а руководствуясь нашей интерпретацией и оценкой. Попробуйте проделать простое упражнение: посмотрите на фотографию какого-нибудь мужчины и опишите его. Готово?
«Молодой, старый, красивый, угрюмый, симпатичный, серьезный, недовольный, веселый, приятный, классный, худой» — это все интерпретации и оценки. Что есть на самом деле? Посмотрите на свое описание: что в нем факты? Например, щетина, кожаная куртка, сведены брови, сигарета во рту.
Умение вовремя спросить себя и подчиненных: «Что из этого — факты, а что — наша интерпретация?» — помогает принять обоснованное решение.
Вопросы вместо ответов
Иногда руководители не получают доступа к опыту и интеллекту подчиненных только потому, что, не спрашивая, предлагают свой готовый ответ. А зря. Ведь другая точка зрения может расширить картину. Руководители, которые начали задавать вопросы, отметили, что команды с большим энтузиазмом и вовлеченностью воплощают задачи, в обсуждении которых участвовали. Даже в тех случаях, когда подчиненный приходит за ответом к руководителю. Вопросы: «А как ты считаешь, мы сможем решить эту проблему? Какие варианты решений ты уже пробовал?» — «растят» людей, а директивные «Делай так» лишают возможности думать.
Искать ценность
Каждый человек всегда движим своими ценностями. Они, как ДНК, проявляются в каждом слове, в каждом жесте и отпечатываются на всем, к чему мы прикасаемся. В коучинге есть такой принцип: «намерения человека всегда позитивны». Если кто-то делает что-то, что кажется нам глупым, неверным или странным, то у него есть какое-то позитивное намерение, которое мы не понимаем. В его картине мира это было наилучшее решение, и он его принял, руководствуясь какой-то своей ценностью или охраняя ее. Задавайте себе вопрос: «Почему для него это важно?» — и многое поймете о нем.
Быть наблюдателем
Позиция коуча в процессе коучинга — наблюдатель, находящийся вовне. Коуч не погружается в проблему вместе с клиентом, а смотрит на нее со стороны, сохраняя беспристрастность, уважение и любопытство. Так он помогает клиенту возвыситься над ситуацией. Представьте: человек пришел со сложными и важными, часто болезненными для него вопросами, а коуч начинает вместе с ним пугаться, рыдать и заламывать руки. Будет ли польза? Стать стратегом-игроком в шахматы, а не быть фигурой на поле (даже если фигура — король) очень важно для руководителя, ведь проблема никогда не решается на том уровне осознанности, на котором она возникла. Решение на уровень выше.
Избегать вопроса «почему»
В коучинге используются открытые вопросы (те, которые начинаются со слов «как», «каким способом», «что», «кто», «когда», «как если бы»), но почти никогда вопросы, начинающиеся со слова «почему». Такой вопрос (почему ты еще не сделал? почему ты вечно опаздываешь? почему не готовы результаты?) вынуждает человека оправдываться и занимать оборонительную позицию.
Как же быть? Перефразировать: вместо «Почему не сделал?» — «Сколько времени тебе понадобится, чтобы завершить?», «Что тебе может помешать доделать в срок?» — «Как можно это предотвратить?» Такие вопросы направляют мысли на решение проблемы, а не на оправдание и самозащиту. Кроме того, подсознательно каждый человек считает, что он прав (п. 3), и, заставляя его оправдываться, вы либо подрываете его веру в себя (откуда взяться потом инициативе у неуверенного в себе человека?), либо уничтожаете его доверие к вам (что за радость стараться, работая на обвиняющего и критикующего начальника?).
Ориентация на результат и его критерии
Коучинговая коммуникация всегда целенаправленная. Вопрос: «Что будет наилучшим результатом вашей сегодняшней работы?» — часто ставит клиента в тупик. Но ответ продвигает: человек, решая, что хочет получить сегодня, откалывает от глыбы своей необъятной цели маленький кусочек и прорабатывает его. Это превращает мечту в цель, к которой сделан первый шаг. Чтобы шаги «прояснились», очень важно обозначить критерии достижения цели. «Как ты поймешь, что достиг результата?» По словам клиентов, именно понимание, какой же результат они хотят получить, и определение критериев его достижения делают работу эффективной, понятной, а делегирование — возможным.
Все перечисленные пункты являются навыками, а не врожденными качествами. Вы можете сформировать у себя любой из них, если захотите.
Анна Ланговая, коуч
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.