Как земельная реформа затронет каждую украинскую семью

08 октября 2015, 09:46 2465
Вадим Ивченко

Украинская власть почти за четверть века, с момента объявления земельной реформы, так и не определилась, как распорядиться одним из главных своих богатств.

Реализация земельной реформы началась еще в 1992 году, когда стартовало разгосударствление земель сельскохозяйственного назначения и ввели мораторий на их куплю-продажу. Однако к открытию рынка земли так мы и не дошли. За это время украинская земельная реформа успела стать самой длинной в мировой истории.

Намерения сдвинуть дело с мертвой точки заложены как в Коалиционном соглашении, так и в программе действий правительства. Однако, поскольку единого видения решения вопроса нет ни в правительстве, ни в парламенте, то с конца прошлого года реформа существенно не продвинулась.

Президент Петр Порошенко предложил вынести на обсуждение общественности вопрос продажи земель сельскохозяйственного назначения. По его мнению, это даст огромный ресурс для перезапуска и развития экономики — привлечение инвестиций, создание рабочих мест, стабилизацию банковской системы и прочего.

Мало того, 22 апреля, в авральном порядке стартовали некие «национальные обсуждения» проблемы открытия купли-продажи земли. Тот факт, что широкой общественности о подобных «слушаниях» ничего не известно, совершенно не смущает «реформаторов».

По моему мнению, это значит, что вопрос введения рынка земли уже решен.

Напомню, что существующая нормативно-правовая база позволяет запустить процесс купли-продажи земли хоть сейчас. Единственным «предохранителем» остается мораторий, вот уже много лет продолжаемый Верховной Радой на определенный срок. Срок действия запрета истекает 1 января 2016 года.

Безусловно — земельная реформа, в той или иной степени, затронет каждую украинскую семью.

День снятия моратория на продажу сельскохозяйственных земель в Украине, если это произойдет в 2016 году, станет днем «захоронения» большинства фермерских и крестьянских хозяйств Украины, так как в этом году, в связи с кризисом, банально нет денег даже на оплату аренды земли, и уже никак без достаточной суммы на ее покупку.

Но агрохолдинги не побрезгуют этим воспользоваться. Большие аграрные компании имеют возможность получить дешевые кредиты за рубежом, а под залог украинской земли кредиты они получат немалые. И наивно думать, что они создадут большое количество рабочих мест и улучшат инфраструктуру в сельской местности, а также обеспечат огромные поступления в бюджет — крупные холдинги, независимо от того отечественные они или зарубежные, ведут высокотехнологичное, механизированное и автоматизированное производство, что требует незначительного количества рабочих рук.

И думаю, лучшие земли они между собой уже тоже поделили. Остаются земли маленьких и средних фермерских или семейных хозяйств, у которых нет доступа к иностранному капиталу и кредитам, и, если рынок земли будет введен в ближайшем году — они останутся ни с чем.

Давайте посчитаем: стоимость земли — минимальная, около $300 за га. Небольшое фермерское или семейное хозяйство располагает 100-1000 га, то есть в денежном эквиваленте это — $30-300 тыс.

Еще один расчет по стоимости видел недавно: 1 га дает урожай 5 т пшеницы или кукурузы по $200 за тонну, 1 га * 5 т * $200 = $1000 урожая в год. Согласно данному расчету стоимость земли должна соответствовать 10-летним урожаям, например, $10 тыс. за один гектар.

У румын в два раза дешевле сейчас, так как недавно запустили рынок земли. Во Франции в несколько раз дороже, потому что рынок уже давно работает.

Владельцы паев потирают руки: вот здесь и можно будет заработать. Но… Максимум, что от этого получит простой крестьянин — пару десятков тысяч гривен. Сколько стоит пай на черном рынке? Не более названной суммы. Ни машины, ни квартиры за эти деньги не купишь. Даже образования нормалльного не получишь.

С чего сторонники введения рынка земли взяли, что цена земли должна вырасти до европейского уровня, или кто заплатит селянину миллион гривен? Такая цена может сложиться, но лет через 10-20, когда земля будет в руках у нужных людей и торговать они будут между собой, а не с селянином.

А кто из фермеров может заплатить сотни тысяч гривен? И вообще, кто в Украине сможет купить землю по миллиону за пай?

Исключениями могут быть земли вокруг крупных городов, где паевые земли имеют другую ценность — за взятку можно изменить целевое назначение земли и построить там коттеджный городок, например. Это еще одна причина, почему нельзя этого позволять во времена дикого олигархата.

Уничтожив малых и средних фермеров, не получим следующее: 97% картофеля, 80% овощей и фруктов, 42% свинины, около 82% молока, которые производятся в индивидуальных фермерских хозяйствах.

Крупные корпорации специализируются на выращивании зерна, подсолнечника, сои, рапса, кукурузы — всего того, что дает быстрый и предсказуемый экономический эффект.

И не этот ли сценарий нам готовят, сознательно загоняя украинское сельское хозяйство в сырьевую экономику, обесценивая землю и труд земледельцев? Кто будет думать о продовольственной безопасности? Хотим мы закупать продукты питания за рубежом?

Для введения рынка земли нужно: до 1 января 2016 года завершить инвентаризацию и разграничение земель сельскохозяйственного назначения государственной, коммунальной и частной собственности, усовершенствовать арендные отношения, упростить процедуру регистрации прав аренды земельных участков. Арендная плата за использование земельных участков должна уплачиваться исключительно в денежной форме.

Должны быть законодательно закреплены минимальные сроки аренды, при этом должны стимулироваться среднесрочные и долгосрочные арендные отношения. Нужна эффективная система поддержки сельхозпроизводителей и необходимая база для функционирования открытого, конкурентного, справедливого рынка земли.

Необходимо окончательно упорядочить кадастр, все еще имеющий многочисленные недостатки, и задуматься о ренте. На сегодня ничего из этого не работает. Возможно ли это все запустить до конца года? НЕТ. НЕВОЗМОЖНО!

Украина располагает 60% мировых запасов черноземов, правда ученые уже давно бьют тревогу по поводу истощения и вырождения земель через варварское землепользование. Страна имеет 30 млн га пригодных для аграрного производства пахотных земель, что составляет примерно столько, сколько во Франции и Германии вместе взятых. Для удовлетворения собственных потребностей Украине достаточно половины этой площади, причем, по разным оценкам, 3-8 млн га земель сельскохозяйственного назначения вообще простаивают.

Разумеется, рано или поздно, рынок земли нужно открывать, но это нужно делать не спеша, сопровождая механизмом защиты мелких землевладельцев. В ситуации, когда уровень правовых знаний у населения очень низкий, а уровень доходов не позволяет обеспечить надлежащее сопровождение сделок, нечистые на руку игроки могут юридически стимулировать процесс смены собственника. Селянам, другим простым владельцам земли, прежде всего, придётся отдать свои паи, и не всегда по своей воле.

Сегодня большинство паев сдается в аренду фермерам и большим аграрным корпорациям. Станут граждане Украины богаче, если арендаторы станут владельцами? И зачем продавать не воспроизведённый ресурс и средство производства, которым является земля (при том, что тем или иным образом все равно частью земель будут обладать иностранные кампании), если с ее помощью можно производить сельхозпродукцию и продавать странам-потребителям, получая при этом всю добавленную стоимость?

Разрешить продажу земли в ходе финансового, экономического кризиса, и при неработающей судебной и правоохранительной системе власти, означает обрекать владельцев земли на продажу ее за копейки добровольно или добровольно-принудительно. И это очень хорошо понимают те, кто хочет прибрать к рукам народную землю.

Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.