Первое, что изменилось, — отношение компаний, работающих в аграрном секторе, к своей публичности. Десять лет назад публичными вынужденно становились предприятия, заинтересованные в «западных» кредитах. Остальные же руководствовались принципом «тише едешь — дальше будешь».
Сейчас ситуация изменилась. Аграрные компании стали более открытыми, и обусловлено это не в последнюю очередь теми процессами, которые происходят в отрасли: из первой сотни производителей среди тех, о ком мы писали в 2015 году, половина уже ушла с рынка. Поэтому предприятиям, работающим сейчас, важно показать — вот мы здесь и надолго, нам можно доверять, мы стабильны.
Конкуренция за землю усилилась, важным стало формирование лояльности у пайщиков. Репутация, устойчивое развитие — слова, которые наполнились смыслом. Компании хотят, чтобы о них не просто знали, а доверяли, и это хорошая новость и значительный шаг к осознанию важности репутации, а значит и ведению более прозрачного и ответственного бизнеса, а соответственно и публичности.
Второй тренд — изменение каналов распространения информации о своей деятельности. Компании с офлайна перешли в онлайн, стали активными в социальных сетях. Если вы читаете этот блог, то, наверное, не смотрите телевизор, кроме Лиги чемпионов, конечно. Более того, имеете на телефоне кучу мессенджеров: Viber, Messenger, WhatsApp, Telegram, Signal, скорее всего, зарегистрированы на Facebook, Instagram, Linkedin, редактируете с коллегами документы на Google Docs и делаете еще массу вещей, о которых даже не догадывались всего 5 лет назад. Сегодня мы самостоятельно можем выбирать, откуда черпать информацию. Будут это зарубежные топовые издания или подписка на несколько страниц в Facebook людей, которым доверяем, группа в WhatsApp, сайт, где читаем новости рынка, — это 3-5 источников, в которых уверены и которым доверяем. Это своего рода детокс для ума от информационного шлака и фейков.
Смещение внимания на социальные медиа привело к тому, что люди разучились читать длинные тексты. Журналисты сегодня говорят, что текст больше трех тысяч знаков — мертв. Возросла потребность в лаконичных формулировках, привлекательном визуальном контенте. В то же время лонгрид еще может «зайти» читателю исключительно как репортаж да еще и щедро наполненный визуализацией. Все это смещает и коммуникационные усилия агропредприятий в сторону развития собственных каналов в соцсетях и мессенджерах. Это дает возможность прямой коммуникации с клиентами и целевой аудиторией.
Третий тренд — увеличение веса антикризисных коммуникаций. Непрофессиональная прямая коммуникация, гражданская журналистика, море ложной информации, хейтеры — все это способствовало росту потребности в кризисном пиаре. Многие компании именно из-за столкновения с кризисными ситуациями вообще начинают задумываться о необходимости долгосрочной коммуникационной стратегии как таковой. Это не только развитие отношений со СМИ, но и пайщиками, экологическими организациями и создание своего community.
Неожиданный тренд — возвращение спроса на такой информационный канал, как региональные СМИ. Основная причина — потребность коммуникации с пайщиками и организация локальных событий. Кстати, ивенты — тоже важный канал коммуникаций, поскольку обеспечивает прямое общение. Последнее десятилетие мы наблюдаем постоянный рост количества различных мероприятий и разнообразие их форматов. Событий стало уже так много, что большим вызовом для организаторов стало не провести качественное мероприятие, а собрать целевую аудиторию. Поэтому и здесь роль качественной профессиональной коммуникации становится все более важной.
Изменения разительные, и тем интереснее рассуждать, что будет дальше и как это повлияет на сектор. А какие тренды заметили вы?
Зоряна Гошовская, заместитель генерального директора по коммуникациям ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.