Борис Приходько: Если фермер продает урожай эмоционально, то эти продажи, как правило, неэффективны

10 июня 2021, 06:46 1870

Компания Syngenta на протяжении 6-ти лет предлагает сельхозтоваропроизводителям форвардные контракты с гибкой структурой ценообразования. Фермер продает будущий урожай по цене несколько ниже рыночной, но при этом получает право изменить цену в большую сторону, если по каким-то причинам цена данного товара на бирже или физическом рынке выросла.

Насколько востребована данная программа у украинских аграриев, как она работает и как удается избежать невыполнения форвардных контрактов — AgroPortal.ua расспросил руководителя отдела финансовых решений компании Syngenta Бориса Приходько.

Насколько востребован данный инструмент на украинском рынке? 

Борис Приходько: Форвардные контракты компании Syngenta — достаточно востребованный инструмент. Компания его внедрила, чтобы фермер научился управлять ценовыми рисками, разумно продавал выращенный урожай, был финансово устойчивым и, соответственно, богаче. Если он продает свой урожай эмоционально, без какого-либо анализа или в тот период, когда ему нужны деньги, то не всегда эти продажи бывают эффективными. Мы заинтересованы в том, чтобы фермер был состоятельным и инвестировал деньги в современную технологию выращивания, и в том числе в продукты компании Syngenta.

Как должен поступать сельхозпроизводитель, принимая решение продавать выращенный урожай?

Борис Приходько: Фермер должен отслеживать ценовую ситуацию на рынке аграрных активов, понимать сезонность спроса на физическом рынке, оценивать свои логистические возможности и потребность в деньгах. В ситуации, когда прогнозируемый уровень доходности с одного гектара соизмерим с плановым, и нет уверенности, что цена в будущем будет расти — стоит продавать часть урожая. В то же время необходимо разобраться, как использовать биржевые инструменты с целью хеджирования ценовых рисков. Иногда рынок приносит приятные сюрпризы. Цена может вырасти после подписания форвардного договора. В этой ситуации необходимо быстро реагировать, покупать биржевые инструменты, которые дадут фермеру возможность получить доход от роста котировок соответствующего актива. Именно такую структуру ценообразования предлагает компания Syngenta.  

Мы считаем, что когда фермер научится использовать биржевые инструменты для управления ценовыми рисками, количество дефолтов будет намного меньше, потому что сельхозпроизводитель будет защищен от ценовой волатильности, и выполнение заключённых форвардных контрактов будет гораздо выше.

 

Это история форвардных цен на кукурузу на условиях поставки СРТ за последние шесть лет: красная вертикальная линия — начало маркетингового года, с левой стороны от красной линии — форвардные цены, с правой — спотовые цены. На сегодня уровень форвардных цен самый высокий за последние семь лет — это первый знак для фермера, чтобы принять решение и продать часть будущего урожая.

 

Это котировки декабрьских фьючерсов на американскую кукурузу, которые торгуются на бирже в Чикаго. Здесь такая же история: мы находимся на максимально высоких уровнях за последние семь лет!

 

Это история так называемого «базиса» — разницы между ценой украинской кукурузы и котировками декабрьского фьючерса. Эта разница сегодня впечатляющая — она достигает практически $40 за тонну. Т.е. украинская кукуруза сегодня на $30-40 дороже, чем американская. Стоит отметить, что исторически в это время цена украинской кукурузы была паритетной с американской. Спрос на украинскую кукурузу со стороны Китая увеличил ее стоимость по отношению к американской кукурузе. В такой ситуации трейдеры говорят — базис крепкий.

Крепкий базис, высокие цены — это хорошие сигналы для фермера: надо продавать. Зачем ждать чего-то лучшего, если уже хорошо.

Для тех сельхозпроизводителей, которые верят в дальнейший рост цены и в то же время хотят застраховать себя от падения цены, компания Syngenta предлагает свои форвардные программы. 

К чему привязывается цена? 

Борис Приходько: Мы предлагаем фермерам две структуры ценообразования. Или сельхозпроизводитель привязывается к котировкам фьючерса, или к физическому рынку. Если фермер считает, что потенциал роста котировок фьючерсов выше, нежели цены на украинскую кукурузу, он выбирает программу ФорвардПро, и наоборот, если фермер считает, что потенциал роста украинской кукурузы выше котировок фьючерсов, он выбирает программу ФорвардПлюс. 

Какие культуры участвуют в программе?

Борис Приходько: Три культуры — кукуруза, пшеница и рапс.

Соответственно, мы используем котировки фьючерсов на американскую кукурузу на бирже СВОТ, котировки фьючерсов на пшеницу и рапс на бирже MATIF. 

Какая культура на сегодняшний день активно контрактуется? 

Борис Приходько: Сейчас достаточно активно у нас заключаются форвардные контракты на пшеницу. Мы ожидаем, что в скором будущем увеличится интерес к форвардным контрактам на кукурузу с такой структурой ценообразования. К счастью для украинских фермеров, форвардная цена на рапс очень высокая. Я думаю, что фермеры будут просто продавать рапс по фиксированному прайсу.

В целом цены сейчас очень благоприятные, за последние восемь лет таких в Украине просто не было. 

У вас есть программы по обучению аграриев биржевым инструментам? 

Борис Приходько: Традиционно компания Syngenta проводит для своих клиентов Агрофинклабы. В рамках этого мероприятия мы приглашаем экспертов, которые рассказывают о ситуации на товарных рынках, дают ценовые прогнозы. На этих мероприятиях мы рассказываем клиентам в том числе и о наших форвардных программах. В отделе финансовых решений компании Syngenta есть подготовленные региональные менеджеры, которые могут объяснить клиентам детали форвардных программ. На сайте компании в разделе Финансовые решения размещена детальная информация о форвардных программах.

В прошлом году по форвардам было достаточно дефолтов на рынке Украины. Как у вас?

Борис Приходько: Прошлый год был уникальным, цена на украинскую кукурузу в период поставки серьёзно выросла по сравнению с форвардными ценами. Более того, цена на украинскую кукурузу росла гораздо быстрее, нежели котировки фьючерсов на бирже Чикаго, что уменьшило эффективность хеджирования с использованием стратегии покупки опциона Call. Это стало одной из причин большинства дефолтов в Украине.

К счастью, у нас не было дефолтов. Мы договаривались с нашими поставщиками, находили компромиссы, и все наши контракты были выполнены. Главное, чтобы фермер понимал, почему так происходит, что можно предпринять и что в этом нет злого умысла со стороны покупателя.   

Фермеру нужно очень быстро реагировать на такую ситуацию и иметь соответствующую компетенцию. Для этого необходимо иметь базовые знания по управлению ценовыми рисками с использованием биржевых инструментов, заранее открыть брокерский счет и продумать торговую стратегию.

Именно форвардные программы компании Syngenta помогают фермерам разобраться в том, как работает механизм управления ценовыми рисками. 

Спасибо за разговор.


Для справки: интервью записано в ходе VI Международной зерновой конференции Grain Ukraine 2021. Соорганизаторы мероприятия — морской порт «ТИС» и зерновой терминал Neptune.


Алла Стрижеус, AgroPortal.ua