Об этом говорится в сообщении Киевской школы экономики.
Автор исследования профессор Киевской школы экономики Олег Нивьевский приводит три ключевые проблемы с введением минимального налога с каждого гектара.
«Во-первых, имеет место искривление мотивационной части. Вроде, основная причина введения минимального налога, — выравнивание налоговой нагрузки между «теневиками» и «честными». На самом деле, и это подтверждают более детальные модельные расчеты налоговой нагрузки для разных производителей, «теневики» платят по крайней мере не меньше налогов, чем «честные» производители», — отметил Олег Нивьевский.
Вторая проблема — фактически, вводится налог на бедных, ведь он создает большую нагрузку для бедных агропроизводителей. Для самозанятых единоличников, которых насчитываются миллионы и которые производят более 40% валового аграрного выпуска, 1400 грн/га — это значительный дополнительное налоговое бремя. Оценочно, это составит от 3 до 19% совокупного годового дохода для целевой группы сельских домохозяйств, в зависимости от уровня дохода.
Третья проблема заключается в том, что минимальный налог — борьба с последствиями, а не с причиной.
«Теневой рынок — комплексная проблема, которая требует тщательного изучения и «махание фискальной шашкой» — это борьба с последствиями, а не с причинами», — отметил Олег Нивьевский.
По результатам анализа для экономики Украины можно прогнозировать следующие последствия:
- единоличники потеряют (а сельхозпроизводители получат) от 2,2 до 4,6 млн га земель;
- уменьшение стоимости земли (меньший спрос);
- экономические потери единоличников — $424-600 млн;
- экономические потери землевладельцев — $452-1056 млн;
- экономическая выгода (дополнительные доходы) сельхозпроизводителей — $273-654 млн;
- дополнительные доходы местных бюджетов — $598-726 млн.
«Совокупный эффект на экономику может составить потери на уровне $60-123 млн», — говорится в сообщении.
Киевская школа экономики рекомендует в работе над детенизацией аграрного сектора отказаться от идеи минимального налога с каждого гектара, а вместо этого сосредоточиться на комплексном подходе. В частности: отменить 7-й минимальный срок аренды сельхозземель; инвентаризировать/зарегистрировать государственные земли; передать земли из государственной в коммунальную собственность общин (СП №2194); внести изменения в налоговое законодательство; упростить режим НДС/налога на доходы для мелких производителей/физлиц; реформировать единый налог 4-ой группы; ввести Государственный аграрный реестр (СП №3295); улучшить доступ к финансированию для мелких хозяйств (СП №3205); реформировать господдержку с целью перенаправления ее на нужды мелких производителей; изучить работу закупщиков и поставщиков с целью уменьшения теневых операций.