Об этом сообщила руководитель департамента «Маркетинг-Аналитика» ОРСП «Шувар» Татьяна Гетьман во время конференции «Современное плодоовощеводство» в рамках выставки «Агропорт Юг Херсон 2018», передает Ukrainefood.org.
Также аналитик отметила, что вопрос экспорта появляется только тогда, когда внутренние цены являются неудовлетворительными.
«Экспорт для украинских фермеров остается сложным вопросом из-за отсутствия стандартов качества, гармонизированных со стандартами на наиболее развитых рынках мира, надлежащей инфраструктуры на базе даже крупных хозяйств. Сюда следует также добавить немотивированность фермеров работать на условиях контракта по фиксированной цене. Формирование добавленной стоимости не является приоритетным даже на уровне крупных хозяйств с более или менее развитой инфраструктурой, а абсолютное большинство экспортных операций осуществляются без участия производителя», — отметила Татьяна Гетьман.
По словам специалиста, процессу экспорта в плодоовощеводстве мешает также отсутствие контрактных обязательств, что делает рынок хаотичным и плохо прогнозируемым. Также отсутствие сертифицированных производств существенно ограничивает возможности на развитых рынках.
Последствиями этого, по словам специалиста, является дефицит коммерческих партий продукции экспортного качества даже на базе крупных хозяйств, отрицательный экспортный опыт и не очень хорошая репутация украинских агропроизводителей на развитых рынках.
При этом, по словам Татьяны Гетьман, в Украине есть все условия для успешного налаживания экспорта плодоовощной продукции. Этому способствуют такие факторы как климатические условия, возможность выращивать органические и «нишевые» культуры в промышленных масштабах, относительно дешевая рабочая сила и земельные ресурсы, соседство с одним из крупнейших мировых потребителей овощей.
Специалист также порекомендовала всем, кто хочет наладить регулярные каналы сбыта собственной агропродукции на внешние рынки, прежде всего, проанализировать спрос и предложение в стране импорта, изучить систему взаимоотношений между поставщиком и покупателем, ознакомиться со спецификацией и условиями контракта потенциального партнера.
«Нужно быть также готовым построить цепочку поставки с контролем всех операций (загрузка/перегрузки/отгрузки), работать на условиях фиксированной цены, указанной в контракте, ведь цена не может быть приоритетной при входе на рынок с высокой конкуренцией», — отметила Татьяна Гетьман.