Первое письменное упоминание о селе датируется 1555 годом. Происхождение названия связывают со словами «лаз», «плетень», «лазать»: пастухи со стадами через перелазы современной Лазещины перебирались из сел Галичины через дремучие леса Яблуницкого перевала, чтобы выпасать скот на закарпатских полонинах и лугах, которые в те времена принадлежали венгерским феодалам.
Здесь жили крестьяне, бежавшие от насилия эксплуататоров с низменных районов. Короткое прохладное лето и суровая длинная зима, отсутствие плодородных почв создавали трудности для земледелия. Население «отвоевывало» у природы и отстаивало речные долины, лесные поляны, любые участки, пригодные для возделывания. Выращивали преимущественно овес, урожай которого был невысоким. Основным родом занятий стало животноводство, лесные промыслы и другие заработки (к слову, такая тенденция актуальна и для современности).
В XVII в. территория села вошла в Великобычковскую казенную доминию. Для этого периода характерно увеличение крепостничества, обременительных налогов с населения, что не могло не вызвать сопротивление.
В период освободительной войны венгерского народа 1703-1711 гг. в Лазещине действовали повстанческие группы, которые входили в опришковские отряды Ф. Бойка, И. Пинтя, И. Пискливого. Позже жители села принимали участие в борьбе против австрийского господства в отрядах легендарного Довбуша.
В XVIII в. в Ясинянской долине началась немецкая колонизация. Колонисты пользовались льготами, а местное население облагалось еще большими налогами. На конец ХIХ и начало ХХ веков, в связи с большим спросом на лес на внутреннем рынке Австро-Венгрии и за рубежом, началось хищническая вырубка лесов.
Во время Первой мировой войны Лазещина и Ясиня стали ареной военных действий. В октябре 1914 г. гуцулы-горцы по-братски встречали российские войска, которые вошли в село, а после их отступления Австро-Венгерская власть «без суда и следствия» расправлялась с теми, кто поддерживал россиян.
Борьба народа за свое освобождение усилилась после распада Австро-Венгрии (в октябре 1918 года). Знаменательным событием в жизни горцев-гуцулов стало провозглашение Гуцульской республики 8 ноября 1918 года в с. Ясиня. На площади Тридцаток на народном вече было создано Украинскую Народную Раду, которая насчитывала 42 человека, из которых было выбрано дванадцятичленную Главную Управу во главе со Степаном Клочураком. По словам главы, на собрании планировалось «стереть все старое, не наше, и начать творить новую жизнь». Клочурак обращался к манифестантам с громкими словами, призывами к объединению с «кровными братьями-украинцами», на что все участники подняли руки с призывом: «Хай живе наша Україна!».
Много жителей Лазещины принимало участие в борьбе против австро-венгерской власти в составе Гуцульского войска, одним из них был Николай Сабадюк. Однако, это войско не смогло осуществить свои намерения, так как было неожиданно разгромлено румынскими войсками возле Сигота в январе 1919 года.
По Сен-Жерменскому договору от 10 сентября 1919 г. Закарпатье вошло в состав Чехословацкой буржуазно-демократической республики, а весной 1920 года в село были введены чехословацкие войска.
1 мая 1921 г. был проведен массовый митинг, но его разогнали жандармы. В том же году горцы обратились к чехословацкой власти с письмом, в котором требовали вернуть им пастбища, которые были отобраны у них 20 лет назад, но этот вопрос не был решен. В 1922 году состоялась забастовка лесорубов. На начало 30-х годов в Лазещине действовало 4 фиресы (лесопилки) и несколько лесозаготовительных фирм.
11 октября 1938 г. Чехословакию расчленили, а Закарпатье вместе с Лазещиной получило автономию. А уже в марте 1939 г. была начата оккупация края Венгрией (в соответствии с планами Гитлера).
После освобождения от фашистских захватчиков (28 сентября 1944 г.) в селе сложилась сложная общественно-политическая ситуация. Часть жителей поверила обещаниям представителей советской власти и поддерживала их политику, а часть лазещинцев не верила в правдивость и честность обещаний коммунистов и поэтому решили примкнуть к борцам за независимую Украину — бандеровцам.
Жертвами этой политической борьбы стали первый председатель сельсовета В. М. Копанчук и землеустроитель М. И. Бакаев, которых повесили в центре села.
Выступая против советской власти, часть лазещинцев, решила бороться с ней с оружием в руках. В основном молодые люди шли в лес с целью объединения в военные отряды, которые впоследствии подверглись массовым преследованиям.
С утверждением советской власти начались и экономические преобразования в хозяйстве, характерные для всей Украины: колхозы, лесхозы и другие образования, нацеленные на совместное производство и ликвидацию частной собственности.
Как и везде в горных районах, в Лазещине основную часть сельского хозяйства занимало животноводство (в основном отгонное скотоводство), заготовка сена была главным занятием крестьян, вынужденных заготавливать сено для колхоза: работали по 1/10 стогов (скирд), то есть 9 стогов отдавали колхозу, а одну оставляли себе. Во второй половине 60-х годов ситуация улучшилась — работали по 1/7 стогов.
Несмотря на ряд печальных моментов в истории, село находится на пересечении путей, сегодня между областями, а раньше — между странами, оно было осью сообщения, своеобразным «перелазом» между различными средами, в которых, однако, жили, ничем не отличающиеся между собой крестьяне.
С образованием независимой Украины село начало функционировать немного по-другому. Либерализация хорошо повлияла на все сферы жизнедеятельности общества. Люди начали активнее заниматься предпринимательской деятельностью и развивать село.
На сегодняшний день ведущим направлением развития бизнеса в селе является лесное хозяйство. Все большие обороты набирает туризм и отрасли, которые с ним связаны. Кроме того, восстанавливаются традиции прошлых поколений — вышивание, лижникарство, резьба.
Сегодня селу очень не хватает инвестиций, ведь потенциал для развития Лазещины немалый.
Лазещину можно назвать настоящим «кексом», если говорить о ее «изюминках»:
1. Село — своеобразные ворота между двумя западными областями Украины.
2. Лазещина лежит на пересечении туристических маршрутов, поэтому является чрезвычайно привлекательной и удобной для туристов.
3. Здесь хорошо сохранились местные традиции и обряды празднования религиозных и традиционных праздников.
4. В Лазещине проживает известный коломийкар, ветеран Второй мирово войны, Степан Степанович Молдавчук, в активе которого многие сотни этнических коломыек.
5. Среди исторических достопримечательностей села — Церковь Преображения Господня, построенная в 1780 г. и Петро-Павловская церковь, построенная в 1827 году.
6. Лазещина — одно из самых высокогорных сел в Украине.
Местоположение: Закарпатская область, Раховский район, село Лазещина
Финал Всеукраинского конкурса «Невероятные села Украины 2016». Голосуем!