Животноводы не получили должного им бюджетного финансирования из-за халатности чиновников

27 ноября 2017, 13:05 4435
Ирина Паламар

Ежегодно правительство и парламент длинными ноябрьско-декабрьскими ночами с элементами драк и истерик «планируют» бюджет на следующий год. И каждый год потом оказывается, что или те или другие статьи критически важных расходов не получили достаточного финансирования или запланированные средства так и не дошли до конечного получателя.

Вот и 2017 год не стал исключением. И хотя текущий бюджетный год еще не закончился, все же уже сегодня мы можем подвести некоторые итоги относительно финансирования отдельных бюджетных программ агропромышленного комплекса. К сожалению, итоги эти, как оказалось, не очень утешительные.

Чтобы выяснить, как проводилось финансирование аграрной отрасли в 2017 году и как реализовывались соответствующие нормы Закона «О госбюджете», наша Ассоциация животноводов Украины специально направила запрос в Минагропрод (20.09.2017 года и № 119/11 от 09.11.2017). И получила ответы.

Из полученных от министерства ответов стало понятно, что «в первом полугодии 2017 года не осуществлялись расходы по следующим бюджетным программам: «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов», «Расходы Аграрного фонда, связанные с комплексом мероприятий по хранению, перевозке, переработке и экспорту объектов государственного ценового регулирования государственного интервенционного фонда», «Государственная поддержка отрасли животноводства», «Международная деятельность в области рыбного хозяйства»». Деньги не пошли на программы, поскольку чиновникам нужно было внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты и утвердить необходимые меры по реализации этих бюджетных программ. А этого не было сделано. То есть были выделены деньги, но не сформирована нормативно-правовая база, по которой деньги можно было получить.

В частности, как мы выяснили, изменения к Порядку использования средств по бюджетной программе «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» были внесены только 12 июля 2017 г. Постановлением КМУ № 502, после чего Минагропрод издал Приказ № 391 от 28 июля 2017 года о распределении расходов на эту бюджетную программу.

В свою очередь, изменения в порядок использования средств по бюджетной программе «Государственная поддержка отрасли животноводства» были внесены только в августе 2017 года Постановлением КМУ № 573. То есть, как можно увидеть, изменения в механизмы использования бюджетных средств были внесены лишь в начале второго полугодия. В связи с этим важные направления аграрной отрасли не имели возможности получить средства своевременно, а только с задержкой на полгода. Почему этого не было сделано сразу же после принятия Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2017 год» в декабре 2016 года или в начале 2017-го? Это вопрос риторический. Видимо, у чиновников были другие более важные дела, чем обеспечение своевременного финансирования агропромышленного комплекса.

Хотя это и неудивительно, ведь и предыдущие годы финансирование указанных бюджетных программ происходило также не без проблем.

Например, в 2016 году по бюджетной программе «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» остались неиспользованными 5185,7 тыс. грн бюджетных средств (согласно Решению Счетной палаты от 21 марта 2017 года). Произошло это из-за отдельных недостатков в нормативных актах, регулирующих порядок использования средств Государственного бюджета на эти цели, а также из-за ненадлежащего состояния внутреннего контроля со стороны Минагропрода как главного распорядителя средств.

Идем дальше. В 2015 году остаток неиспользованных средств по данной бюджетной программе составил 9353,5 тыс. грн из-за тех же причин, а также из-за ненадлежащего состояния внутреннего контроля со стороны распорядителей средств низшего уровня, то есть структурных подразделений облгосадминистраций. Несмотря на то, что за 9 месяцев на данную бюджетную программу было выделено лишь 20% от запланированной суммы средств (61 268, 2 тыс. грн), можно прогнозировать, что 2017 год не станет исключением, и по этой программе останутся неиспользованные средства.

В свою очередь, согласно решению Счетной палаты, объем неиспользованных государственных ассигнований на бюджетную программу «Государственная поддержка отрасли животноводства» в 2015 г. составлял 209,4152 млн грн. А проблема заключалась в несвоевременном утверждении Минагропродом положения о комиссии и образцах и формах соответствующих документов.

Таким образом, с одной стороны, животноводы не имеют возможности развивать свои предприятия из-за нехватки средств, а с другой — средства остаются неиспользованными. Замкнутый круг халатности и равнодушия. Кто-то за это обязательно должен быть наказан.

Итак, можно убедиться, что финансирование вышеуказанных бюджетных программ в течение последних лет происходит с систематическими нарушениями со стороны главного распорядителя — Минагропрода, что приводит к неиспользованию средств в конце бюджетного периода (текущий 2017 год может не стать исключением).

Считаю, что министерство должно немедленно изменить подход к финансированию этих бюджетных программ! Ведь они являются чрезвычайно важными для отечественного агросектора, а их неиспользование приводит к тому, что в следующем году бюджетирование для аграриев могут уменьшить как раз из-за того, что эти средства не используются.

Есть еще одна проблема, а именно — позднее утверждение бюджетных программ в Минагропроде. Например, по состоянию на 14 ноября 2017 года до сих пор не утверждены паспорта программ по КПВК 2801250 «Расходы Аграрного фонда, связанные с комплексом мероприятий по хранению, перевозке, переработке и экспорту объектов государственного ценового регулирования государственного интервенционного фонда» и по КПВК 2804070 «Селекция в рыбном хозяйстве и воспроизводство водных биоресурсов во внутренних водоемах и Азово-Черноморском бассейне». Минагропрод уверяет, что паспорта будут разработаны и поданы в Минфин для их дальнейшего утверждения после того, как будут приняты некоторые нормативные документы, регулирующие использование средств по данным программам, на уровне Кабмина и самого министерства. Несмотря на то, что бюджетный год уже подходит к концу, здесь имеет место нарушение нормы о 45-дневном сроке принятия паспортов (с дня вступления в действие Закона «О государственном бюджете), утвержденной в Приказе Минфина «О паспортах бюджетных программ» № 1098.

Паспорта по остальным программам являются официально принятыми. Но большинство из них — утверждены со значительным опозданием. Например, паспорта на 2017 год по бюджетным программам по КПКРК 2809020 «Противоэпизоотические меры и участие в Международном эпизоотическом бюро» и по КПКРК 2801580 «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей» были официально утверждены приказами министерства только в апреле 2017 года. Еще 3 паспорта бюджетных программ были утверждены лишь в марте этого года.

Считаю, что ответственными за такие нарушения является непосредственно Минагропрод и Министерство финансов, потому что именно они должны обеспечить своевременную подготовку и принятие паспортов бюджетных программ. А может, таким образом они просто «экономят» государственные средства, чтобы потом иметь возможность отчитываться о положительных показателях бюджета? Ведь в противном случае недоинвестированные государственные средства должны компенсироваться из карманов чиновников, которые не обеспечили своевременную и юридически правильную реализацию программ в агросекторе. Опять же — это вопрос ответственности, в том числе и персональной, чиновников.

Посмотрим теперь на ту часть средств, которая была реализована за этот период года. И мы увидим, что по некоторым бюджетным программам финансирование продвигается очень медленно. Так, по данным, которые Минагропрод предоставил Ассоциации животноводов Украины на запрос от № 119/11 09.11.2017, за 9 месяцев 2017 года на бюджетную программу «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей» было выделено лишь 11% от запланированных средств на год. На некоторые другие программы за 9 месяцев было выделено около 20% от цифры, которая указана в нынешнем Государственном бюджете. К ним, в частности, относятся «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» (20%), «Повышение квалификации специалистов агропромышленного комплекса» (22%), «Ликвидация и экологическая реабилитация территории влияния горных работ государственного предприятия «Солотвинский солерудник» Тячевского района Закарпатской области» (23%). За этот период лишь половину средств было выделено на бюджетные программы «Общее руководство и управление в сфере агропромышленного комплекса» (47%), «Исследования, прикладные разработки и подготовка научных кадров в сфере лесного хозяйства» (46%), «Ведение лесного и охотничьего хозяйства, охрана и защита лесов в лесном фонде» (50%). А потом, как всегда, придет 26 декабря, и средства появятся в программах, но использовать их уже будет некогда и некому?

Подытоживая, можно констатировать, что финансирование бюджетных программ в агропромышленном секторе в 2017 году происходит с серьезными административными нарушениями и недоработками. А именно — поздно вносятся изменения в нормативно-правовые акты, которые регулируют порядок использования средств по бюджетным программам. Это, в свою очередь, влечет за собой отсутствие финансирования в течение большого промежутка времени, а также отсутствие принятых паспортов с некоторыми бюджетными программами в конце бюджетного года, что является недопустимым нарушением бюджетного процесса.

Ирина Паламар, председатель Ассоциации животноводов Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.