Лично я никогда не считал удачной идеей педалировать введение сельскохозяйственной земли в рыночный оборот из-за требований международного финансового учреждения. Я не хочу анализировать причины таких требований, но четко могу сказать: именно эти требования формируют во многих рядовых украинцах страх относительно желания международных корпораций скупить украинскую землю. И здесь уже иногда не срабатывает никакая логика. Вопрос земли для многих людей в нашей стране — вещь в определенной степени сакральная. Поэтому навязывание «извне» правил ее оборота априори обречено на провал. Вопрос о необходимости введения рынка сельскохозяйственной земли должен вызреть в самом обществе эволюционным путем, а не искусственно проталкиваться в среде «грантоедов» и людей, которые не имеют никакого отношения к селу.
Объективно — сейчас парламент этот вопрос не проголосует ни под каким «соусом». Даже те депутаты, которые понимают, что запуск рынка земли — это неотвратимый процесс, а не какая-то «страшилка», все равно вряд ли готовы голосовать за него прямо сейчас. Во-первых, несмотря на множество разговоров, мы еще не видели правительственного проекта земельной реформы, внесенного на рассмотрение Верховной Рады. С тех сведений, что озвучивались в свое время министром агрополитики Тарасом Кутовым, первым заместителем министра Максимом Мартынюком, а также премьером Владимиром Гройсманом, было понятно, что наработки правительства в этом направлении — дискуссионные и неоднозначные.
Во-вторых, я уже неоднократно подчеркивал, что собственно запуск рынка земли — вопрос второго порядка, перед которым сначала надо решить ряд других вопросов в земельном законодательстве. Когда земли за границами населенных пунктов будут переданы местным общинам (а законопроект №4355 уже давно «завис» в Раде, ожидая второго чтения), когда на уровне закона будет определен порядок консолидации земель, когда мы разберемся с законодательным «наследством», которое нам оставило казусы земель коллективной собственности и невостребованных паев, вот тогда мы уже можем подходить к дискуссии по конкретным пунктам оборота земель сельскохозяйственного назначения — как, кому и сколько? Более того, только после решения вышеуказанных вопросов у нас есть шанс получить цивилизованный рынок земли, а не хаос, в котором каждый будет пытаться «урвать» лакомый для него кусок, да еще и сопровождаемый полным разбалансированием агропроизводства. Только после того, как землями будут распоряжаться громады, мы можем говорить о какой-то поддержке земельной реформы «снизу», на местах. Потому что сейчас, когда местная власть фактически отстранена от полномочий в земельной сфере, земельная реформа будет восприниматься в штыки, не иначе как очередная афера киевских чиновников.
Ну и еще одно — фермеры должны получить действительно эффективную поддержку от государства, и только когда малые и средние агропроизводители смогут быть конкурентными игроками на рынке земель, мы можем переходить к его внедрению. А для этого нужны льготы, дешевые кредиты, программы по поддержке закупок сельскохозяйственной техники — все то, о чем сейчас говорит правительство. Но фермеры должны почувствовать это в реальности, а не просто услышать хорошие слова из телевизора. Давайте посмотрим, какая сейчас реакция фермерской общественности на вопрос снятия моратория? Очень агрессивная. Но предлагаю правительству эксперимент: запустите программу удешевления кредитов, и дайте на это существенные средства. Не надо говорить о поддержке крупных предприятий, пусть участниками программы будут только те, у кого в обработке небольшие площади. И через 2 года мы увидим, что количество аграриев, которые выступают против снятия моратория, существенно уменьшится. Потому что люди будут иметь возможность выкупить те земли, на которых они работают. А с социальной точки зрения для развития села будет гораздо лучше, если такие земли будут выкуплены именно местным фермером, который их обрабатывает, а не человеком, который имеет целью не хозяйствование, а только выгодную перепродажу кому бы то ни было.
Хотел бы акцентировать внимание — как до требований МВФ, так и сейчас, все дискуссии об условиях оборота земли в подавляющем большинстве ведутся в киевских кабинетах. Разъяснительной работы на местах нет вообще. Этим пользуются политики-популисты, которые спекулируют на этой теме, запугивая людей для того, чтобы «героически спасти» их на следующих выборах. И изменить указанную ситуацию я считаю одной из главных задач исполнительной власти. Без проведения широкой разъяснительной работы вопрос снятия моратория будет закрыт для Украины надолго.
Земельная реформа — неотвратима, и она состоится. Но наша задача как законодателей заключается в том, чтобы это действительно стало реформой — то есть четкой системой шагов, которые мы должны осуществить для урегулирования отношений в земельной сфере. И эта реформа не может быть чьей-то прихотью или указанием, она должна быть направлена ??на достижение конечного результата, а не на удовлетворение чьих-то политических амбиций.
В вопросе рынка земли лучше всего подходит латинский афоризм: спеши медленно. Очень много времени было упущено в горячих, но вовсе не конструктивных дебатах. Поэтому откладывать этот вопрос в долгий ящик, просто из года в год продолжая и так действующий мораторий — не вариант. Но вместе с тем мы не должны лихорадочно искать какие-то выходы из ситуации, в которую нас загнали популизм и бездеятельность политиков. Двигаться нужно постепенно и по четкой логике, которую я уже описал выше. Это позволит сделать переход к рынку максимально безболезненным.
Олег Кулинич, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.