Вести диалог о возможных правилах открытия рынка земли стоит с точки зрения национальных интересов, чтобы не потерять свое национальное богатство — то, что украинцы получили от природы. Только тогда будет развиваться аграрный сектор, он будет многофункциональным, а не только сырьевым придатком.
Удачная реализация прогрессивных реформ требует прочной экономики, которая сформировала бы преимущества для украинских фермеров. Нельзя говорить о внедрении классического рынка земли без ограничений в условиях, когда экономика страны находится в состоянии глубокого кризиса. Потому что кризис — это минимальные цены, сомнительные возможности для национального капитала, преимущества для иностранных инвесторов и спекулянтов.
Для создания четких европейских правил рынка земли необходимо установить существенные ограничения, исключающие злоупотребления и образование монополии.
Прежде всего оборот земли должен происходить среди сельхозтоваропроизводителей. До земли не должны быть допущены люди, которые не собираются заниматься сельским хозяйством и которые, имея миллионные состояния в своих декларациях, могут купить большое ее количество.
В качестве примера предлагаем взять французскую модель рынка земли, где закреплен размер земельного участка для одного хозяйствующего юридического или физического субъекта аграрного рынка. Действует не только право первенства на покупку для владельцев соседних земель, но и обязательство относительно личного пользования приобретенной землей в течение 15-ти лет с запретом аренды. Купить землю может только коренной французский фермер, и в случае эффективного хозяйствования ему предоставляется долгосрочный кредит для приобретения земельного участка.
Закон во Франции требует разрешения властей на любой акт купли-продажи земли или предоставление ее в аренду. Все операции на рынке земли сельскохозяйственного назначения отслеживают государственные местные агентства, входящие в союз SAFER. Одной из целей союза является недопущение резкого уменьшения сельскохозяйственных угодий и сокращения количества семейных хозяйств. SAFER может помешать подписанию соглашения на продажу земли, если считает, что соглашение носит спекулятивный характер или операция может привести к распаду фермерского хозяйства.
Наша политическая сила изучает французскую модель рынка земли. Мы уже общаемся с SAFER, в конце апреля запланирован визит во Францию для изучения действующих там правил в земельном законодательстве, полномочий SAFER, условий приобретения земли, возможностей кредитования.
Мы хотим сохранить землю и построить аграрный строй, который даст возможность всем в равных условиях работать и создавать бизнес.
Я лично за то, чтобы увеличить ограничение на одного человека, которое предлагает правительство. Я не говорю о садах, теплицах и органике. Если кто-то занимается органическим производством, то сразу можно покупать таким производителям землю, ведь оно требует довольно значительных инвестиций и времени для перевода земледелия из традиционного в органическое.
Среди условий, которые должны предшествовать открытию рынка земли, должна быть защита прав собственности. Пока мы в этой сфере не будем видеть положительных сдвигов и не будем иметь гарантий от тех, кто будет покупать землю, трудно представить европейские условия.
Второе условие — доступ малых и средних производителей к кредитам. Ведь сегодня наша банковская система не работает с малыми и средними сельхозтоваропроизводителями, поскольку они не могут предоставить полноценный залог для кредита.
Третий фактор — это доступные проценты на кредитные средства, которые сегодня слишком велики.
Вопрос ограничения оборота сельскохозяйственных земель будет стоять как политический и зависеть от договоренностей игроков следующей Верховной Рады.
Когда правительство внесет Закон «О правилах оборота земель сельскохозяйственного назначения», все станет ясно, и у каждого будет четкая позиция. Думаю, что аграрные ассоциации будут обсуждать, договариваться, давать предложения, чтобы достичь единой консолидированной позиции в этом вопросе.
Поэтому эта модель еще будет формироваться, и она, поверьте, не такая легкая, поскольку зависит не только от депутатов одного комитета, но и еще от доверия людей к власти. Потому что в любую реформу люди должны прежде всего верить, и над этим нужно работать.
Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.