4 октября 2019 года. Форум регионов Украина-Беларусь. Житомир. «Украина — это житница, она кормила весь Советский Союз. И сегодня вы получаете заоблачные валовые сборы зерна, мне только что сказали, 75 миллионы (тонн). Я до сих пор не могу поверить, чтобы Украина в это непростое время собрала такой урожай…», — сказал Лукашенко. Зал аплодирует.
18 сентября 1998. Постановление КМУ «О мерах по стабилизации сельскохозяйственного производства». Очень интересно освежить в памяти — рекомендую. Поставки зерна, топлива, свеклоуборочных комбайнов, списание долгов и тому подобное.
Что было между этими событиями? Введение налоговых льгот для АПК с их последующим выхолащиванием, увеличение объемов прямой бюджетной поддержки с ее последующим урезанием, вступление в ВТО и подписание соглашения о свободной торговле с ЕС с мантрой «деревня погибнет».
И первый этап земельной реформы, который дал жителям сельской местности дополнительный источник доходов (арендная плата за земельные паи), сельскохозяйственным предприятиям — дополнительные проблемы с администрированием земельных отношений, а экономике Украины — перераспределение земель (на основе аренды или через переуступку корпоративных прав) к более эффективным собственникам. И уже упоминавшиеся ранее 75 млн тонн.
И еще были опросы, которые показывали, что около половины частных землевладельцев против частной собственности на землю. «Если среди городских жителей доля сторонников и противников частной собственности на землю статистически значимо не отличаются (38% и 36%, соответственно), то среди сельских жителей все же чаще проявляется ее поддержка (38% и 31%, соответственно)». Почти как пчелы против меда.
31 марта 2020 года. Говорят, предложенный формат рынка мало кого удовлетворяет. Малым будет трудно с финансированием, большие не смогут купить на юрлица. Видимо, это такая украинская форма компромисса — «win-win» наоборот.
Говорится, «не время во время кризиса». Собственно, и на рубеже 2000-х реформа была «несвоевременной». Проще просто получить актив, а в дополнение к этому — комбайны, семена и топливо. Как это было в 1998 году.
Но орошения и высоко-интенсивные отрасли (в которые инвестиции сдерживаются на основе аренды) нужны Украине, а не МВФ или Лукашенко. И уверенность в будущем землепользователям (которые теперь могут стать землевладельцами) — не помешает.
Однако не помешает взвешенная и рациональная государственная политикa, которая позволит на практике реализовать популярный во всех политиков принцип «земля должна принадлежать тому, кто на ней работает». Какой реализовать на основе аренды в принципе невозможно.
Ну и наконец, что сейчас в земельной повестке дня:
1. 100 гектаров в одни физические руки. При среднем размере землепользования 2-3 тыс. га (даже в советское время) норма приведет скорее к формированию класса земельных рантье, чем к созданию большого количества фермеров. Исключительно вопрос политического компромисса. В обозримой перспективе потенциальные участники рынка озабочены легализацией доходов.
Запрет для юридических лиц покупать землю до 2024 года — см. предыдущий пункт. Задержит поступления средних инвестиций, сделает более конкурентоспособным местный локальный капитал.
2. «Банки-латифундисты». Нарекания прогрессивной общественности вызывает норма о возможности приобретения банками земель в собственность в качестве залогового имущества на срок до 2 лет исключительно для последующей их реализации. Альтернатива критиками не предлагается, хотя она очевидна — это минимальная возможность привлечь средства и ниже цена покупки земель у собственников.
3. Не будет сюрпризом, если до 2024 года количество договоров долгосрочной аренды (например на 49 лет) будет достаточно высоким. Хотя сам текст договоров, скорее всего, получит модификацию в части больших гарантий арендатора для дальнейшего приобретения земельных участков в собственность.
Владимир Лапа, советник по стратегическому развитию президента УКАБ