Увеличение учётной ставки: зачем Нацбанк на это пошёл

08 июня 2022, 10:22 2512
Андрей Попов

Прежде всего, коротко о том, что такое учетная ставка. Это процентная ставка, под которую центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Простыми словами, это стоимость денег в стране.

Чем ставка ниже, тем деньги «дешевле», но товары, условно, «дороже» (выше уровень инфляции). Чем учетная ставка выше, тем менее доступными становятся кредиты, но выше ставки по вкладам. Это позволяет «связать» часть свободных денег на депозитах, снизить инфляцию и укрепить валютный курс. 

Что произошло

Как известно, в четверг НБУ повысил учетную ставку с 10% до 25%. 

Это не самая высокая учетная ставка в новейшей истории Украины. Так, в марте 2015 года, после боёв за Дебальцево и Минска-2, спасая гривну, НБУ на полгода установил ставку 30%. В сочетании с прекращением активных боевых действий это дало очень хороший результат. Если в феврале 2015 года курс доллара на наличном рынке кратковременно достигал 40 грн. за доллар, то уже весной он снизился до уровня около 22 грн. и держался на нем довольно долго.

В то же время, это очень высокое одномоментное повышение, сразу на 15%, чего не было с конца 1990-х гг. 

Но и с ситуацией, когда ещё в конце марта войска российских агрессоров находились в 30 километрах от здания НБУ, нашей стране также пришлось столкнуться впервые.

Ставки по кредитам

Критики решения НБУ справедливо замечают, что высокая учетная ставка сделает еще более дорогими кредиты для бизнеса и населения.

Но надо признать, что в условиях войны рыночные инструменты доступного рефинансирования не работают. Степень рисков кредитования, особенно реального производства, в которое в любой момент может прилететь российская ракета, столь высока, что её сложно измерить ставками. 

Предположим, что в целях поддержки реального сектора, НБУ снижает ставку до минимума. К сожалению, «дешевые» кредиты в условиях войны вряд ли пойдут в реальный сектор, в производство и создание рабочих мест. Да, какая-то часть «дешевых» денег может быть использована для пополнения оборотных средств, в частности в агросекторе, но основная масса будет «проедена», теми или иными путями перейдя на валютный рынок. И уже в ближайшей перспективе мы бы увидели ещё больший рост цен и девальвацию гривны в несколько раз.

Банковская система

Да, с более высокой учетной ставкой сложнее будет банковскому сектору, поскольку для банков вырастет стоимость рефинансирования от НБУ, а собирать деньги у населения через депозиты — процесс сложный и небыстрый. Не исключен выход с рынка ряда небольших коммерческих банков, и в этом смысле решение НБУ о 100% гарантии вкладов в банках Украины на время военного положения было очень своевременным. 

Ставка по облигациям: в поисках баланса

Разумеется, рост учетной ставки повысит и стоимость внутреннего заимствования для самого государства, что затруднит выполнение планов Минфина по финансированию бюджета. 

В то же время, нынешняя доходность гривневых облигаций внутреннего госзайма в районе 10-11% рассчитана исходя из «довоенной» ставки рефинансирования, и явно не отражает реалии. Да, чтобы поддержать страну и армию, банки, граждане и бизнес уже купили военных облигаций на сумму свыше 70 млрд грн. Но 10% ставка по военным облигациям значительно ниже даже текущей инфляции, а тем более не учитывает рисков воюющей страны. Повышение учетной ставки НБУ приведет к росту не только ставок по депозитам, но и ставок по ОВГЗ, сделав вложения в них более привлекательными

В росте процентных ставок государственных ценных бумаг есть определенный эффект финансовой пирамиды. Но, к сожалению, в условия войны идет выбор между меньшим из зол, к тому же, есть обоснованный расчёт и надежда на внешнюю финансовую помощь.

Резюме

В условиях войны, когда разрушаются города и блокируются целые отрасли экспорта, регулятору пока удается держать ситуацию под контролем. Нацбанк, как может, сдерживает негативный эффект от роста государственных расходов, падения доходов, катастрофического снижения экспорта и высоких темпов эмиссии гривны.

Рост учетной ставки призван повысить интерес к гривне как средству сбережения (речь не столько о сбережениях обычных граждан, а о государственном, корпоративном секторе, а также нерезидентах через гривневые ОВГЗ), сбить девальвационный тренд, и хотя бы немного, насколько это в силах регулятора, сдержать инфляцию и рост цен.

Андрей Попов, партнёр, CEO Kreston Ukraine 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.