Технический регламент №1367, разработанный на основе старой Директивы 2003/37 / ЕС, нуждается в модернизации. Решением стало написание нового регламента на базе Европейского регламента №167 / 2013 (Mother Regulation). Какие новации заложены в новом регламенте?
Срок действия
Ныне действующий украинский технический регламент устанавливает срок действия сертификата утверждения типа на 5 лет. В то время как согласно новому европейскому регламенту срок действия такого сертификата неограничен, конечно если вы получили его по процедуре ЕС, а не по национальному системой отдельной страны участницы.
В чем плюс неограниченного срока действия? Во-первых, меньше бюрократической волокиты, не надо возобновлять, продолжать, еще раз проходить испытания или заново получать, это соответственно меньшее давление на административные, юридические и технические службы компаний. Во-вторых, типы или модельный ряд, на крупных предприятиях и мировых брендах, которые вкладываются R&D, почти каждые два года проводят модернизацию этих типов, улучшают эргономичность и т.д. Поэтому переполучать или вносить изменения в сертификат каждый раз — сложно.
Проверка производства
Предварительная проверка производства является обязательной частью всей украинской процедуры получения сертификата утверждения. Пока специалисты украинских органов должны ехать на завод в Харьков или Ле-Ман. Однако Mother Regulation несколько меняет это условие. Предварительную проверку производства «де-юре» не отменяют, но на практике имеющийся сертификат ISO QMS (Quality Management System) освобождает от этой процедуры, или после разовой проверки по одному типу необходимость следующих поездок на производство не является обязательным. Здесь все построено на фундаментальности, признаны и доверия к стандартизации ISO и честности и правильности ведения крупного бизнеса, ведь это, в первую очередь, репутация, бренд самого производителя.
Украинский технический регламент №1367 также устанавливает необходимость проведения периодических проверок производства каждые два года. В Европе же пока нет прецедента, который может повлиять на безопасность продукции, но существует действующая сертифицированная система QMS.
Сотрудничество отечественных и иностранных технических служб
Третьим аспектом, который Украина стоит взять на «вооружение» для нового Технического регламента, является деятельность отечественных технических служб и сотрудничество с иностранными. Европейский регламент установил, которым основным требованиям должна отвечать Техническая служба, как она может сотрудничать с другими субъектами по субподряду. Это важно, поскольку позволяет расширить количество учреждений, которые будут заниматься испытания техники. Здесь есть чему поучиться у ЕС. В европейских стран единое пространство, база сертификатов и учреждений, общие правила прохождения процедуры утверждения, и соответственно лучше коммуникация не только между отдельными лабораториями, но и самими органами утверждения. Украинский органам утверждения здесь будет труднее, поскольку все будет происходить путем предварительных встреч, переговоров, консультаций, с последующим подписания договора или меморандума. Положительные плоды принесла бы синергия, совместная работа органов утверждения и иностранных производителей, чья продукция представлена в Украине, для помощи в налаживании сотрудничества с теми же TUV, или органами утверждения / техническими службами конкретных стран и создание так называемого whitelist организаций, документы которых без обсуждений будут приниматься отечественными органами утверждения. Работа в этом направлении уже ведется. Уже подписаны с некоторыми прибалтийскими странами договоры, но это один из шагов к взаимном протоколов испытаний, исследований, сертификатов и соответственно интеграции в ЕС.
Четвертой важным признаком Mother Regulation является направленность на высшие стандарты. Прежде всего, специалистов органов утверждения беспокоит безопасность оператора. Сиденья, ремни безопасности, стекло и вообще защита оператора очень строго контролируется. Во-вторых, безопасность во время дорожного движения, осуществляется путем повышения требований к тормозной системе трактора, колес и шин, размещение зеркал для лучшего обзора и ориентирования на дороге. В-третьих, экология, а именно объем выбросов двигателями загрязняющих веществ. В то время, как в Украине для сельскохозяйственной техники установлено стандарты на выбросы Stage II или Tier II, а Европа, США, Япония используют Stage IV или Tier IVf, и разрабатывают стандарты 5 и 6 поколения.
Указанные стандарты, идеи, нововведения позволят запустить механизм, который будет способствовать повышению конкурентоспособности, а также выхода украинских производителей техники на мировые рынки. Поэтому над вопросом модернизации и улучшения украинского Технического регламента безусловно надо работать, ведь взятый Украиной курс на евроинтеграцию, подписано Соглашение об ассоциации и предусмотреное статьей 57 работа и подписания Соглашения ACAA (Соглашение об оценке соответствия и приемлемости промышленных товаров) предусматривают введение изменений в сфере технического регулирования.
Олег Нестеров, координатор комитета техники Ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.