Выход на рынки ЕС — один из вариантов развития экспорта

13 июня 2016, 10:57 4351
Дмитрий Александров

Любой экспортер перед началом осуществления экспортных операций просто обязан уделить особое внимание анализу рынка, на котором он планирует сбывать свой продукт.

Такой анализ заключается во всестороннем исследовании аналитических, экономических, статистических данных и имеет целью получение ответов на вопросы относительно спроса, стоимости, конкуренции и т.д.

Если проанализировав полученные данные, предприятие принимает решение о целесообразности выхода на рынок той или иной страны, следующим вопросом, который чаще всего становится во главе, — поиск надежных контрагентов.

Как правило, анализ деятельности отечественных контрагентов осуществляется на основании глубокого анализа различных источников находящихся в отрытом доступе (в частности, различные реестры). В аспекте надежности иностранных партнеров, этот вопрос усложняется. К сожалению, в странах ЕС не так много источников, из которых вы можете получить необходимый объём информации, связанной с надежностью вашего потенциального контрагента. Безусловно, что вы можете получить выписку из торгового реестра Европейского Союза, которая в принципе способна дать ответы на некоторые вопросы, но все же при заключении «больших» сделок останавливаться лишь на ней мы не советуем.

Самым простым и надежным способом проверки контрагентов из стран ЕС является обращение к специализированым детективным агентствам. Именно заключение таких организаций зачастую считается ключевым при больших сделках. Конечно, в случае экспорта небольших партий товаров, услуги детективных агентств могут занимать значительную часть бюджета экспортной операции, однако и в данном случае лучше потратить часть, чем потерять все.

И все же основное внимание мы хотим уделить другому. Любой бизнес-план должен содержать в себе статью «расходы», поэтому всем экспортерам при подготовке к выводу товара на рынок ЕС необходимо понимать, где могут возникнуть большие расходы. Такой статьей, как правило, становиться переоснащение собственных мощностей. Связана такая необходимость с тем, что в ЕС, как правило, действуют требования к качеству продукции на порядок выше, чем те, которые установлены у нас, а для того, чтобы обеспечить их соблюдение, могут понадобиться значительные финансовые вложения.

Именно в этом вопросе помощь квалицированных юристов и оказывается как нельзя кстати. Дело в том, что европейское законодательство, несмотря на свою структурированность и простоту может иметь ряд подводных камней. Например, некоторые страны ЕС имеют более жесткие требования к пищевой продукции, нежели их партнеры по Сообществу. И разобраться в таких особенностях персоналу предприятия, не обладающему определенным уровнем знаний, достаточно тяжело, при этом игнорирование этого вопроса впоследствии может привести к значительным финансовым потерям.

Таким образом, без надлежащей информационной подготовки, экспортер рискует как минимум понести убытки, в виде недополученные прибыли, а как максимум получить обязательства по уплате штрафных санкций или даже понести уголовную ответственность. Правильно же проведенная работа по анализу указанных факторов поможет минимизировать возможные риски и стать залогом осуществления экспортной деятельности.

При этом, как и в любой другой юридической операции, лучшим фактором защиты при осуществлении экспертной деятельности будет являться грамотно составленный  внешнеэкономический договор.

Самое главное, заключая такой договор убедиться в том, что каждая из сторон одинаково трактует каждый  его пункт во избежание возможных недоразумений в будущем. Также особое внимание необходимо уделить подробному анализу и отработке каждого пункта экспортного контракта, в том числе делая акценты на такие разделы как: условия поставок, условия осуществления платежа и урегулирования споров. Именно грамотно составленный внешнеэкономический договор дает возможность минимизировать практически все риски связанные с осуществлением экспортной операции.

Что же касается общих требований украинского законодательства в вопросах осуществления экспортной деятельности, то отечественному субъекту ВЭД важно помнить о необходимости прохождения аккредитации в таможенных органах ГФС. Фактически  такая аккредитация не составляет особого труда и состоит в подготовке заявления установленной формы и подачи его соответствующей таможни, тем не менее, не выполнив это простое действие, экспортер рискует, как минимум сорвать сделку по поставке товара.

Кроме того, в зависимости от группы товара, которая планируется к поставке, экспортеру нужно помнить о возможной необходимости уплаты вывозной пошлины.

Пример: Законом Украины «О ставках вывозной (экспортной) пошлины на семена некоторых видов масличных культур» установлена ставка вывозной (экспортной) пошлины в размере 10% таможенной стоимости товара для семян подсолнечника, измельченного либо не измельченного (код УКТВЭД 1206 00).

Таким образом, кратко резюмируя выше сказанное, для того что бы предприятию подготовится к выходу на рынок ЕС ему в первую очередь необходимо:

  • Произвести анализ рынка страны, в которую планируется экспорт.
  • Осуществить поиск и анализ контрагентов.
  • Проанализировать законодательство ЕС на предмет необходимости приведения своей продукции в соответствие с установленными требованиями.
  • Пройти аккредитацию на таможне.
  • Проанализировать налоговое законодательство.
  • Подготовить профессиональный внешнеэкономический договор.

Дмитрий Александров, управляющий партнер ALEXANDROV&PARTNERS

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.