Вот она, выгодная ниша!

12 декабря 2017, 15:50 3985
Николай Шкурко

Считается, что экспорт агропродукции более выгодный, потому что там цена выше.

Во-первых, это не всегда так, а с точки зрения получения прибыли — это совсем не так.

В последнее время экспортные цены на различное зерно и главный украинский квазипродукт — масло подсолнечное нерафинированное — упали, и нет причин для их увеличения.

(Возникла даже парадоксальная ситуация, когда Украина своими низкими ценами дотирует перенаселенные страны. Впрочем, на официальном уровне это гордо называется обеспечением мировой продовольственной безопасности.)

И потом, прибыль зависит не только от цены, а еще и от объема реализованной продукции. А также расходов, так как зарубежные рынки априори труднодоступные для середняков, для малых — и подавно.

Речь пойдет о рынке внутреннем. Известно, что львиную часть своих средств украинцы тратят на еду. Причем, на продукцию более дешевую, низкого качества и, надо признать, часто вредную.

Ситуация такова, что украинское сельское хозяйство ориентировано на экспорт (зерна, масла, жмыха), а продукция переработки (мясо- и молокопродукты, разнообразные функциональные продукты) не имеет широкого сбыта внутри страны.

(Мол, нет у людей денег, так как нет работы, и людей становится меньше... При этом о продовольственной безопасности Украины вовсе не вспоминают.)

Попытки удешевить продукцию путем применения импортных заменителей (пальмового масла, наполнителей и т. п.) только загоняет проблему в тупик. Потому что населению навязывается непопулярный товар и производитель замещает им сбыт натурального. Разорвать замкнутый круг возможно благодаря таким мерам.

1. Импортозамещение продовольственных, а также технических товаров и энергоносителей, производимых из агросырья.

2. Поддержка производства широкого ассортимента готовой продукции для населения под лозунгом «Свое, натуральное».

3. Продвижение продуктов питания в рамках государственной программы «Здоровая нация». Почему у нас не распространяется потребление семян льна, ядер конопли, льняного и конопляного масел, нута, чечевицы и другой полезной «экзотики»? Потому, что они не по карману украинцу, ведь нет их массового производства.

Есть такое меткое высказывание: «Как едим, так и живем». Пока что ни власть, ни бизнес не постигли этой истины. От власти ждать инициатив — это не по адресу, а вот бизнес, особенно малый и средний, должен был бы быть заинтересован в расширении внутреннего потребления своей продукции. Объединенный в отраслевые ассоциации, он должен-таки выйти с законопроектами на органы власти, чтобы изменить законодательное поле для реализации обозначенных трех мероприятий. Друзья, другого пути нет! Критика власти — это как битье по оглоблям, а майданный инструментарий — своеобразные лом и топор, а здесь нужна ювелирная работа. Поэтому каждый аграрий должен спросить себя: «Почему я до сих пор не стал членом своей ассоциации? А если и стал, то почему не добиваюсь, чтобы она действовала?».

Николай Шкурко, генеральный директор ООО «Просветительская производственно-коммерческая фирма «Сяйво», председатель Совета директоров Общественного союза «Ассоциация развития льноводства и коноплеводства Украины»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.