На комитете я выступил с резким заявлением по этому законопроекту, поскольку им вводятся нормы, против которых сегодня единодушно выступают аграрии, а именно — открытие рынка земли.
Так что же такого «новаторского» предлагает данная норма закона?
1. Предоставление права на создание фермерского хозяйства всем гражданам Украины, независимо от наличия у них соответствующего образования и опыта работы.
2. Законодательное закрепление статуса земельных участков фермерских хозяйств как земель для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
3. Возможность продажи земельных участков государственной или коммунальной собственности или права аренды на них для ведения фермерского хозяйства исключительно на земельных аукционах.
4. Возможность переоформления права аренды земельных участков, которые предоставлены физическим лицам и используются для ведения фермерского хозяйства, на фермерское хозяйство как субъект хозяйствования.
То есть, звучит все вроде целесообразно. Но, особое внимание хочу уделить четвертому пункту.
Рынок земли начнется после того, как физические лица, фермеры начнут переоформлять права аренды или собственности на землю на юридическое лицо. Согласно закону, физическое лицо, которое приобретает земельный участок в собственность или аренду, должно в течение 2 месяцев создать фермерское хозяйство — юридическое лицо (как правило, ООО) и перерегистрировать на него земельный участок.
Образованное юридическое лицо может принимать других участников и таким же образом в это общество могу войти еще множество физических лиц, которые приобрели право собственности или аренды на сельскохозяйственную землю. Эти земли также переоформляют на это общество. То есть созданная компания может владеть в уставном капитале сотнями тысяч гектаров земли.
Что же в дальнейшем может происходить с этим обществом? Все что угодно...
Общество может быть продано любому гражданину Украины или любой другой лицу даже с иностранным капиталом на основании купли-продажи, или покупки доли в уставном капитале компании. Земля может быть изъята банком за долги, поскольку ООО получает право на получение кредита под залог имущества. И банк будет распоряжаться землей по своему усмотрению. (Мне кажется банков, которые будут предоставлять кредиты подобным ООО, будет много...).
И еще одно: землю передают исключительно через аукционы всем гражданам Украины, независимо от наличия у них соответствующего образования и опыта работы, чем автоматически вычеркивают из списка возможных владельцев реальных фермеров, которые, даже работая в этом регионе, вряд ли смогут конкурировать с более денежными «оппонентами». Кстати, лицо, выигравшее право на аренду земли, теперь сможет передать ее тому же реально работающему фермеру в субаренду по завышенным ставкам, и на этом неплохо заработать, уже в качестве посредника.
То есть, суммируя все вышеизложенные факты: проект №2028а создает легальный способ продажи земель крупными массивами (образованными путем корпоратизации фермерских хозяйств) в обход моратория и возможность, не вкладывая собственный опыт и труд, получать прибыль.
Все эти аргументы я привел, комментируя положения этого закона моим коллегам — депутатам-аграриям на комитете. Тем самым, которые, выходя к фермерам и аграриям на собраниях и митингах, каждый раз обещают им законодательную поддержку и произносят лозунги, что именно они не сдадут интересов людей, которые работают на земле. Я далек от мысли, что они просто не поняли, в чем все же такое кроется и единственная норма, ради которой этот законопроект будет голосоваться в парламенте...
Выводы делайте сами!
Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.