Украинский рынок подсолнечника на старте сезона 2015/16

21 октября 2015, 10:14 4926
Ирина Продан

В августе текущего года завершился 2014/2015 маркетинговый год, который, к сожалению, не повторил прошлогодний рекордный год по объему производства и экспорта подсолнечного масла из Украины.

Объемы производства подсолнечного масла в Украине в 2014/2015 МГ сократились на 10% по сравнению с предыдущим сезоном. В 2014/2015 маркетинговом году было произведено более 4,3 млн т масла, а экспорт составил почти 4 млн т, что на 7% меньше, чем было в 2013/14. Однако, несмотря на все сложности прошлого года, наша страна стабильно занимает первое место в мире по производству подсолнечного масла, поставляя на внешние рынки более 55% всего мирового экспорта этого продукта.

Высокий спрос на подсолнечное масло в первую очередь со стороны мирового и внутреннего рынка, довольно неплохие стабильные урожаи подсолнечника в Украине, стимулируют существенный рост мощностей по переработке подсолнечника. Общая производственная мощность в текущем 2015/16 маркетинговом году в Украине может превысить 17 млн т, что почти на 4 млн т больше, чем двумя сезонами ранее.

Стоит отметить, что в 2013 году компания Allseeds приступила к процессу строительства маслоэкстракционного завода в Одесской области по переработке трех масличных культур — 4000 т/сутки семян подсолнечника, 3000 т/сутки рапса, 2400 т/сутки бобов сои. Первая производственная линия, которая составит половину указанной мощности, начала свою работу уже в 2015 году. Кроме того, к декабрю текущего года ожидается запуск еще одного маслоэкстракционного завода в Николаевской области компанией Bunge Украина, одного из крупнейших трейдеров и производителей подсолнечного масла в Украине. Введение в эксплуатацию маслоэкстракционного завода в Николаевском морском порту будет иметь мощность переработки 2400 т подсолнечника и 1700 т сои в сутки.

В Украине продолжается уборка поздних культур, в частности подсолнечника. Подсолнечник при прогнозе в 5,0 млн га обмолочено на 4,7 млн га или 95%, намолочено около 10 млн т при урожайности 21,2 ц/га (в 2014 — 19,0 ц/га). В 2015/16 МГ валовой сбор подсолнечника, по оценкам аналитиков и экспертов рынка составит 10,5-11 млн т.

На сегодня аграрии заинтересованы в выращивании подсолнечника, тем более что «солнечный цветок» дает рынку не только стратегический экспортоориентированый продукт для Украины — масло, но и шрот, жмых — основной белковый компонент для производства кормов для животных.

На фоне резкого обострения конкуренции за сырье через запуск новых перерабатывающих мощностей, переработчики пытаются найти баланс между растущими ценами на сырье, турбулентностью на внешнем рынке масел (связано с нефтью и другими растительными маслами) и постоянно меняющимся настроением экспортеров, вызванным курсовой волатильностью.

В сегодняшнее трудное время выращивание подсолнечника фактически спасает фермера от банкротства. Трудно назвать какую-нибудь другую культуру — абсолютно ликвидной на протяжении всего маркетингового года.

Подсолнечник экономически выгодная культура. Простые математические расчеты показывают, что при урожайности семян 2,5 т/га 1 га посева дает 1,2 т масла, 0,9 т шрота, 0,5 т лузги, 30 кг меда. Чистый совокупный доход от реализации указанной продукции может составить более 10 тыс. грн с 1 гектара. Объемы продаж и экспорта подсолнечного масла зависят от колебания цен, прежде всего, на внешнем рынке растительных масел (пальмовое, соевое и рапсовое масла) и на смежном рынке нефти.

Относительно ценовых тенденций в прошлом 2014/15 маркетинговом году, хотелось отметить некоторые особенности, с которыми столкнулись аграрии. Прежде всего, это снижение мировых цен на растительные масла и небывало резкое и длительное снижение цен на нефть. Процесс работы масложировых предприятий проходит в условиях мирового финансово-экономического кризиса и нестабильной политической и экономической ситуацией в стране, поэтому не все предприятия в восточных областях имели возможность полноценно работать. Более того, в 2014/15 маркетинговом году был напряженный баланс общего предложения подсолнечника, в результате чего произошло уменьшение переходящих остатков семян подсолнечника. С ноября 2014 году на рынке Украины произошел резкий рост цен на подсолнечник на внутреннем рынке, что объясняется главным образом, резким падением курса гривны к доллару США и сокращения производства и экспорта подсолнечного масла.

Что касается нынешнего 2015/16 сезона, то стоит отметить в начале года для рынка подсолнечника нетрадиционный рост в период сбора урожая. Повышающая динамика цен объясняется большим спросом со стороны основных маслоэкстракционных заводов, которые сейчас формируют свои запасы сырья для запуска заводов и обеспечения стабильной работы на ближайший период. Уборочная кампания масличной несколько задержалось, что отразилось на общем предложении сырья на рынке Украины. Таким образом, предложение подсолнечного масла на внутреннем рынке почти не было до октября текущего года.

По «доброй» традиции, каждый следующий сезон на рынке масличных характеризуется уникальными конъюнктурными особенностями, которые вносят определенный колорит, эффект непредсказуемости в процесс ценообразования и определяют поведение участников рынка в течение всего сезона. Не стал исключением и сезон 2015/16.

В настоящее время на украинском экспортном рынке рафинированного подсолнечного масла наблюдается рост цен, что обусловлено прежде всего активным мировым спросом на продукт и традиционно сдерживаемой политикой продаж украинских фермеров. Цены спроса на украинское подсолнечное масло на условиях FOB выросли на 25 $/т и составляют 790-795 $/т с поставкой в ноябре.

Кроме того, дополнительную поддержку ценам на экспортном рынке подсолнечного масла оказывают неутешительные прогнозы сокращения производства подсолнечника в Европейском Союзе и Аргентине на 11,53% и почти 2% соответственно. Также дополнительным фактором столь стремительного роста цен были итоги международного тендера 13 октября т.г. проведенного египетской государственной компанией, которая закупила 9 тыс. т подсолнечного масла и 45 тыс. т соевого масла. Подсолнечное масло закуплено у компании ADM по цене 829 $/т на базисе C&F с поставкой в период с 1 по 20 февраля. Соевое масло закуплено у двух компаний с поставкой в период с 1 по 20 января: 15 тыс. т по цене 741 $/т на базисе C&F — у компании ADM, 30 тыс. т по цене 762 $/т на базисе C&F — у компании Glencore.

На внутреннем рынке Украины цены на подсолнечник также параллельно выросли. На условиях EXW цены предложения озвучивались на уровне 8100-8300 грн/т. Также одной из причин роста цен в начале сезона является снижением курса национальной валюты на 2,4% по отношению к американскому доллару. Так, если 9 октября установленный Национальным банком курс гривни к доллару США составил 21,30 грн/$, то 13 октября уже 21,82 грн/$.
В целом, 2015/16 маркетинговый год будет непростым для масличного рынка Украины. Тенденции мирового рынка масличных культур и растительных масел будут непосредственно влиять на рынок масличных в Украине.

На сегодня сельскохозяйственные производители и переработчики оказались, так сказать, по разные стороны баррикад. Первые, пока предпочитают сдерживать продажи подсолнечника, оставляя основные активы в сырье и осуществляют продажу только небольшими объемами, страхуясь тем самым от дальнейшей девальвации гривны. Более того, привычного сезонного ценового провисания в период массовой уборки не наблюдается. Учитывая опыт прошлого сезона, украинские фермеры запасаются прочностью для выжидательной стратегии. Однако переработчики в условиях достаточно ограниченного количества предложений подсолнечника все же формируют необходимые запасы сырья.

Из-за колебаний валютных курсов, дестабилизацию ценовой ситуации на продовольственном рынке, повышение цен на основную затратную часть при выращивании с/х продукции (средства защиты растений, семена, удобрения, технику, электроэнергию), а также нестабильной политической и экономической ситуации в стране делать долгосрочные прогнозы достаточно сложно, однако Украина остается ведущим мировым производителем и экспортером подсолнечного масла, с большим отрывом опережая всех своих возможных конкурентов. Если бы, кроме национального флага, был бы флаг агробизнеса государства, то на флаге Украины красовался бы легкоузнаваемый цветущий подсолнечник…

Ирина Продан, аналитик аграрного рынка

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.