Украденные миллиарды садоводов

01 ноября 2016, 15:50 5812
Дмитрий Крошка

Законом Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.1999 (далее — Закон) было положено начало государственной поддержке отрасли садоводства с целью ее развития.

Финансирование отрасли садоводства до 2014 года включительно осуществлялось за счет средств из 1,5% сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, предусмотренных специальным фондом государственного бюджета по бюджетной программе 2801350 «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними».

В Украине сложилась многолетняя негативная практика приостановления Законом «О Государственном бюджете Украины» действия действующих актов законодательства или внесения в них изменений, что противоречит многочисленным решениям Конституционного Суда Украины.

Не миновала она и украинских садоводов. Так, законами «О Государственном бюджете Украины» на 2013 и 2014 годы было предусмотрено зачисление средств из сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства в общий фонд Государственного бюджета Украины, что является прямым нарушением Конституции Украины и действующих на то время положений Налогового и Бюджетного кодексов Украина.

В частности, п. 16 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса Украины установлено, что сбор выплачивается на специальный счет центрального органа исполнительной власти, который осуществляет казначейское обслуживание бюджетных средств; начисленные суммы сбора остаются на специальном счете, распределяются и используются таким образом: восемьдесят пять процентов — на развитие виноградарства и садоводства, пятнадцать процентов — на развитие хмелеводства. Нецелевое использование указанных средств запрещается.

Бюджетный кодекс Украины (ч. 5 ст. 29) предусматривает возможность отнесения в исключительных случаях Законом «О Государственном бюджете Украины» на соответствующий бюджетный период отдельных видов доходов общего фонда Государственного бюджета Украины (или их часть) в специальный фонд Государственного бюджета Украины, но не наоборот.

Следует отметить, что такая же правовая оценка при подготовке к рассмотрению проектов законов «О Государственном бюджете Украины» на 2013 и 2014 годы была дана и Главным научно-экспертным управлением Аппарата Верховной Рады Украины, основной задачей которого является проведение научной экспертизы законопроектов, в частности, на предмет соответствия Конституции Украины, правовой, экономической, социальной целесообразности, соответствия современному уровню научных знаний, принципам и основам государственной политики, прогнозирования последствий их принятия.

Однако замечания экспертов были проигнорированы.

Согласно отчету Государственной казначейской службы Украины о выполнении Государственного бюджета Украины на 2013 год (по доходам) по состоянию на 1 января 2014 года в 2013 году в общий фонд государственного бюджета было зачислено 1 102 993 312,58 грн за счет уплаты сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

За 2014 г. сумма поступлений составила 1 038 291 055,79 грн.

Таким образом, за два года государство «узаконило» нецелевое использование более 2,1 миллиарда гривен, принадлежащих украинским садоводам.

При этом источниками формирования специального фонда Государственного бюджета Украины в части финансирования в указанный период был определен в том числе остаток средств, источником формирования которых были поступления сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства за прошлые периоды.

Однако путем простых подсчетов можно выяснить, что даже задекларированные остатки средств государство садоводам не выплатило.

Так, в 2012 году в специальный фонд Государственного бюджета Украины было зачислено 1 075 036  307,24 грн за счет уплаты сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Из них по целевому назначению фактически использовано только 309 164 080,69 грн.

Итак, остаток средств от сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства только в 2012 году составил 765 835 919,31 грн.

Законом Украины «О Государственном бюджете на 2013 год» было утверждено распределение расходов Государственного бюджета Украины на программу 2801350 «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними» в объеме 500 млн грн. Позже путем внесения изменений в Закон Украины «О государственном бюджете на 2013 год» расходы по бюджетной программе сократили до 100 млн грн. В бюджете на 2014 год заложили сразу 100 млн грн.

Согласно отчетам Государственной казначейской службы Украины о выполнении Государственного бюджета Украины на 2013 и 2014 годы фактические расходы по бюджетной программе 2801350 «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними» составили менее 139 млн грн.

Несмотря на достаточный остаток средств специального фонда Государственного бюджета от сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, по состоянию на 01.01.2013 кредиторская задолженность по бюджетной программе 2801350 «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними» составляла 210 896 800 грн. Указанная задолженность возникла и признана на основании распределения средств по бюджетной программе 2801350 «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними», утвержденной Приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины № 772 от 27.12.2013.

По состоянию на 01.04.2016 объем кредиторской задолженности по бюджетной программе 2801350 «Государственная поддержка развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников и надзор за ними» только увеличился и достиг 255 486 277,38 грн, что подтверждается письмом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины № 37-13-4-15/10501 от 06.07.2016 на запрос от Ассоциации «Укрсадпром».

Таким образом, общая сумма недополученных предприятиями отрасли средств, которые противоправно направлялись Минагропродом и Казначейством в пока неизвестном направлении, составляет 2,7 млрд грн.

С целью выяснить обстоятельства нецелевого использования бюджетных средств и привлечения причастных должностных лиц к ответственности 18.08.2016 г. Ассоциация «Укрсадпром» обратилась к НАБУ с заявлением о нецелевом использовании бюджетных средств в особо крупных размерах. Заявление сейчас находится на рассмотрении, в частности, НАБУ 27.09.2016 г. сообщило Ассоциации об истребовании от Государственной казначейской службы Украины и Министерства аграрной политики и продовольствия Украины информации о распоряжении в 2012-2014 годы денежными средствами специального фонда Государственного бюджета, предусмотренными на финансирование вышеуказанной бюджетной программы.

В данной ситуации крайне цинично выглядят решения украинских судов по искам садоводов о взыскании задолженности Государственного бюджета по соответствующей бюджетной программе.

По мнению как юридических советников Ассоциации, так и многих других украинских юристов, административные суды в Украине на сегодня полностью потеряли свою функциональную идентификацию как органы защиты прав и интересов украинского народа от неправомерной деятельности органов государственной власти. Анализ судебной практики последних нескольких лет четко демонстрирует выполнение судами директивы по бесспорной поддержке государства и признанию правомерными откровенно неконституционных и противозаконных действий центральных органов власти.

Во многих случаях суды отказываются видеть нарушения в действиях Минагропрода, которое является главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем по бюджетной программе, но не обеспечило ее выполнения.

Ведь средства не только были фактически собраны, они даже предусматривались в законах «О Государственном бюджете», но так и не были направлены конечным получателям. И оправдания вроде отсутствия статьи расходов и финансовой несостоятельности государства здесь неуместны. Особенно с учетом проевропейского курса Украины.

В частности, Европейский суд по правам человека не принимает аргументов правительства об отсутствии бюджетных ассигнований, поскольку органы государственной власти не могут ссылаться на отсутствие средств как на причину невыполнения своих обязательств. Это подтверждается его решениями, в том числе и по делам против Украины.

Учитывая отсутствие какой-либо инициативы со стороны государства по погашению хотя бы той задолженности, которая уже образовалась и фактически признана, а также постоянные ссылки Минагропрода и Казначейства на отсутствие средств и бюджетных ассигнований, единственным средством, которое дает надежду на получение садоводами принадлежащих им средств, остается обращение в суд.

Ассоциацией и ее юридическими советниками ведутся мероприятия для максимального распространения информации о средствах и механизмах восстановления нарушенных прав представителей отрасли.

Уже сегодня, по имеющейся в Ассоциации информации, предприятиями отрасли в минимум 10 областях Украины сформированы иски на общую сумму более 55 млн грн.

Поэтому Ассоциация «Укрсадпром» рекомендует всем предприятиям в сфере садоводства, по которым в течение 2012-2014 годов признано право на бюджетные компенсации, к 1 января 2017 г. обратиться в суд с исками о взыскании задолженности Государственного бюджета, открыто поставив вопрос: «Допустят ли честное судебное рассмотрение и надлежащее выполнение судебных решений соблюдение прав и интересов садоводов в Украине?»

Спасение садоводов — дело рук самих садоводов...

Дмитрий Крошка, председатель Ассоциации «Укрсадпром»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.