Тракторный безвиз

08 апреля 2019, 07:00 3811
Олег Нестеров

Соглашение об ассоциации с ЕС предусматривает для Украины обязательства по гармонизации законодательства в сфере безопасности пищевых продуктов, фитосанитарных требований и т.п. Не является исключением сфера технического регулирования, стандартизация и сертификация продукции. Однако до сих пор к украинским агропроизводителям передовая техника поступает через несколько лет после того, как появляется на рынке ЕС. Как можно ускорить доступ к техническим новинкам для украинских аграриев?

Промышленный «безвиз»

Сертифицированная в США и ЕС сельскохозяйственная техника, оборудованная инновационными системами для Precision Farming, попадает к нам с опозданием из-за необходимости дублирования в Украине аналогичных сертификатных процедур, которые она уже прошла на рынке ЕС.

Экологические стандарты, нормы выбросов или расхода топлива в ЕС значительно строже украинских. В ЕС уже с 2018 года не разрешается регистрировать тракторы, которые не соответствуют требованиям Tractor Mother Regulations (TMR): к тормозным системам; двигателям; безопасности оператора техники и многое другое. Таким образом доступ новой качественной техники на украинский рынок, которая по своим показателям позволит сэкономить средства на расходные материалы (топливо, комплектующие и обслуживание) и повысит эффективность производства, осложняется из-за бюрократии и дублирования процедур. Кроме того, стоимость такой техники увеличивается ровно на расходы по получению сертификатов и утверждений типа.

Вопрос можно решить путем расширения и подписания Соглашения АСАА (Соглашение об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции), которое фактически является «биометрическим паспортом» для промышленных товаров, прошедших процедуру сертификации в одной из стран-подписантов.

Имплементация Соглашения АСАА приведет к росту количества представленных моделей техники и расширению ассортимента на рынке. Быстрее будет поступать новая техника, заменяя и выводя из оборота подержанную технику, которой уже более 10-15 лет.

Для Украины Соглашение АСАА — это:

  • хорошая имиджевая составляющая;
  • уменьшение контрабанды, поскольку участники будут иметь равные условия доступа на рынок;
  • улучшение экологии, поскольку на современной с/х технике установлены двигатели с минимальным уровнем выбросов вредных веществ;
  • улучшение уровня безопасности на дорогах из-за повышения требований к тормозным системам техники.

Домашнее задание перед подписанием Соглашения АСАА

Основное условие этого «промышленного безвиза» — гармонизированное с ЕС законодательство. Для этого необходимо:

1) принять законопроект №10183 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно имплементации актов законодательства Европейского Союза в сфере технического регулирования», который разблокирует начало официальной процедуры оценки готовности Украины к подписанию Соглашения АСАА;

2) для расширения действия соглашения на сельскохозяйственные тракторы внести Регламент ЕС 167/2013 и 5 дополняющих регламентов в перечень актов европейского законодательства, которое требует гармонизации и дополнения ими Плана мероприятий по выполнению Соглашения об ассоциации.

В рамках рабочей группы при Минагропроде уже разработан ряд проектов НПА (на основе регламентов ЕС), которыми необходимо дополнить перечень актов европейского законодательства, требующих первоочередной гармонизации с украинским законодательством.

К активной работе над гармонизацией законодательства следует привлечь не только Минагропрод, но и Минэкономразвития и Правительственный офис координации европейской и евроатлантической интеграции.

Олег Нестеров, координатор комитета техники ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.