Согласен, рейтинг не является репрезентативным, имеет географические перекосы, поскольку в опросе приняло участие всего 120 компаний аграрного сектора-членов УКАБ, однако его важность не стоит занижать.
Лично для себя нашел ответы на вопросы: по окончании какого ЗВО охотно забирают студентов и какие специальности являются наиболее востребованными? Поэтому решил ими поделиться с определенными собственными выводами.
Достаточно ожидаемо на первое место работодатели-члены УКАБ определили Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины (НУБиП). 17% считают, что студенты этого университета лучше всего подготовлены на аграрном рынке труда.
Довольно неожиданно с 15% второе место занял Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана. Я лично слышал много нареканий относительно этого заведения, однако в данном случае КНЭУ пользуется уважением среди работодателей за подготовку студентов именно по экономическим направлениям: «экономика», «менеджмент» и «учет и аудит».
Также достаточно ожидаемо третьим стал Сумской национальный аграрный университет. Он стабильно занимает второе место в различных рейтингах среди аграрных заведений высшего образования, уступая НУБиП, поэтому имеет 7% и «бронзу», пропустив вперед КНЭУ. Экономические специальности вывели на четвертое место и Национальный университет «Киево-Могилянская академия».
Вывод №1. Имеем по два лидера среди ЗВО Украины, которые готовят специалистов по сельскому хозяйству, — НУБиП и СНАУ. И два вуза, выпускники которых пользуются спросом на рынке труда среди аграрных компаний по экономическим направлениям, — КНЭУ и Киево-Могилянская академия.
Относительно качества обучения. 51% респондентов обращают внимание при выборе будущих работников на этот фактор, что, собственно, логично, ведь каждый работодатель хочет получить высококвалифицированного специалиста сразу. Весьма незначительную роль играет репутация заведения — 12%.
А это значит, что образовательные учреждения не занимаются своей репутацией, ведь работодатель не очень это учитывает. В то же время подобные опросы за рубежом свидетельствуют, что репутация заведения стоит рядом с качеством обучения. Эти два показателя и коррелируют востребованность на рынке выпускников, поэтому украинским ЗВО уже сейчас нужно работать над собственным имиджем и репутацией.
Что надо сделать, чтобы репутация заведения выросла?
Прежде всего активнее напрямую общаться с работодателями. Во-вторых, разработать собственную маркетинговую политику. Я больше чем уверен, что в каждом заведении высшего образования есть кафедра маркетинга. Пазл складывается довольно просто: подключайте ваших будущих маркетологов для популяризации альма-матер.
Вывод №2. Качество обучения и репутация будут определяющими для ЗВО в будущем. Уже сейчас вузам надо развивать репутацию и уметь ею управлять, чтобы работодатели верили, что бренд того или иного заведения является знаковым и под ним кроется качественное образование. Это и есть стратегия для развития аграрных вузов Украины.
Если посмотреть на перечень специальностей, которые были предложены на оценку работодателям, их было 7: «экономика», «учет и аудит», «маркетинг», «менеджмент внешнеэкономической деятельности», «агроинженерия», «агрономия», «ветеринария». Уже предвижу шквал критики, что в вузах есть множество других специальностей, так почему их не учли: скажем, «экология», «производство и переработка продукции животноводства» и другие.
Ответ на поверхности: в Украине совместно с НУБиП Украины в сентябре 2019 стартует новая магистерская программа «Агрокебеты», которая предусматривает обучение по 4-м основным блокам, которые, по мнению работодателей, являются важнейшими для выпускников аграрного вуза: «Агрономия», «Агроинженерия», «Животноводство» (в том числе с элементами ветеринарии), «Экономика и лидерство». Поэтому в исследовании акцентировали внимание на вышеупомянутых специальностях. Думаю, что в следующем году количество специальностей в рейтинге будет расширено.
Исключительно столичные ЗВО лидируют по экономическим направлениям. Очевидно, что большинство штаб-квартир аграрных компаний находится в Киеве, поэтому соответственно и высокий уровень лояльности к этим вузам.
В следующем году, очевидно, надо будет меньше работать со штаб-квартирами, идя в регионы, чтобы понять, откуда они берут специалистов, потому что в этом случае по направлению «экономика» рейтинг не отражает реальность.
Если же проанализировать аграрные специальности, то безусловным лидером является НУБиП. Как по мне, ситуация полностью соответствует реалиям.
Вывод №3. Региональным вузам необходимо подтягивать уровень преподавания экономики и менеджмента, или же региональным ЗВО аграрного направления концентрироваться на аграрных специальностях и меньше на экономике.
В целом заведениям высшего аграрного образования нужно теснее сотрудничать с работодателями. Здесь посыпаю голову пеплом. Всем вузам нужно поднимать свою репутацию, отрабатывать маркетинговую политику таким образом, чтобы аграрные ЗВО были популярны, «на слуху», а их репутация не вызвала ни у кого сомнений и споров.
Не каждый отдельный студент-выпускник, а само заведение высшего образования должно быть тем стержнем, на который нанизывается основная образовательная политика.
Алекс Лисситса, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.