Такой долгожданный Закон «Об обороте земель»: замечания и комментарии к з/п № 5535 (часть 1)

21 марта 2017, 06:35 4710
Кахабер Карели

Кажется, Украина после давно взятого старта старается выйти на финишную прямую, но вот сколько будет длиться эта прямая, не окажется ли она длиннее уже пройденной дистанции, покажет время.

Искусство законотворчества

Процесс принятия закона долгий и трудный: после окончания работы над законопроектом он проходит через фильтр различных структур и попадает в парламент для принятия. За все это время в з/п вносится огромное количество поправок. Последний этап, голосование в парламенте, — естественно, самый ответственный: количество депутатских ЗА и ПРОТИВ — это и есть окончательный вердикт многомесячной (если не многогодичной) работе группы единомышленников.

В грузинском языке используется термин, дословный перевод которого звучит как «законотворчество» (каноншемо (q) медеба, q — англ.). На самом деле так и есть: законы должны быть компактны по размеру, но объемны по содержанию, прозрачны и понятны, реальны и написаны красивым литературным языком. Если на полотно живописи может отсутствовать какой-то конкретный цвет и от этого оно не потеряет статус шедевра (один из них вообще написан одним-единственным цветом), то в законе должно быть изобилие умело подобранных красок.

«Страсти» по Закону «Об обороте земель»

Итак, опубликован з/п № 5535. Сама цифра ни о чем не говорит, это лишь порядковый номер зарегистрированных в ВРУ документов, а вот самого закона Украина, затаив дыхание, ждет более 15 лет.   

Такое ожидание упомянутого з/п обусловлено Земельным кодексом Украины, согласно которому, «до вступления в силу Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2016 года, не допускаются: купля-продажа, отчуждение и изменение целевого назначения земельных участков» (переходные положения, раздел 10, п. 15). К сожалению, после истечения указанной даты мораторий был продлен уже дважды.

Нельзя обойти стороной тот факт, что Кабинет министров сам не смог выполнить задание, данное ВР, и представить проект этого закона к 1 марта 2016 года (т.е. год тому назад!), не выполнил обещанного и глава аграриев: «…до конца года во втором чтении закон должен быть проголосован» «Глава Минагропрод рассчитывает, что закон об обороте земель сельхозназначения будет принят до конца года, unian.net, 14.07.2016 г.).

Правительство Украины (2001 г.) и Верховная Рада III созыва оставили стране проблему, которую не удалось решить за столь длительный период. Необходимо избавиться от такой неопределенности, заложить основы цивилизованного земельного рынка, и последняя надежда возлагается именно на этот закон.

Парадокс, но факт: параллельно действию моратория права собственников на собственность гарантированы как Конституцией Украины, так и разными законами и законодательными актами.

Вот чем обусловлена жизненно важная роль этого закона.

Замечания и комментарии по з/п № 5535

Это третий вариант з/п «Об обороте земель», с которыми я ознакомился, и скажу сразу, что представленный проект неудобно сравнить с двумя другими, это было бы крайне неуважительно к авторам (А. Мушак, С. Хлань, П. Ризаненко): они провели кропотливую работу и потрудились на славу — рассмотрено множество аспектов земельных отношений, а также представлены нужные поправки к действующим законам/законодательным актам, что, естественно, позитивный фактор.

Каждый законопроект, каким бы усовершенствованным он на начальном этапе ни был, обречен на множество замечаний и поправок, к чему их авторы должны быть готовы.

При огромном уважении и к читателям, и к авторам постараюсь представить мои замечания и рекомендации.

1) К «Основным понятиям» добавить: «Публичные торги-аукционы, проведенные на всеобщей конкурсной основе, с одновременным использованием как его традиционной формы, так и электронной».

В некоторых статьях з/п упоминается лишь электронная форма земельных торгов (см. поправки к ст. 5, 7, 9, 10, 13, 20, 21, 82, 132, 134, 135 и т. д.), в некоторых — предлагается проведение аукционов, при этом не конкретизируется сама форма — традиционная или электронная (см. поправки к ст. 135.1, 136, 137, 138, 139), а вот в поправке к ст. 134 встречаются обе формы. Если вся эта разница не обусловлена какой-то стратегической задумкой авторов, то они явно запутались в терминах (см. мою статью «Раз, два, три… продано!», latifundist.com, 29.08.2016 г.).

2) Авторы з/п с самого начала поясняют, что «действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки для ведения личного крестьянского хозяйства».

Когда читатель с самого начала предупрежден об отсутствии конкретной темы, это комфортно для него, но у меня этот факт оставил острое чувство незавершенности. Учитывая объективную реальность, сомневаюсь, что в ближайшем будущем будет принят другой закон исключительно по этим землям, т.е. существующие проблемы в личном крестьянском хозяйстве так и останутся нерешенными. Закон «Об обороте земель» настолько долгожданный, что он должен быть универсальным, затрагивать все земли сельскохозяйственного назначения.

Так что отсутствие земель ЛКХ в з/п — явный минус.

3) «Статья 1. Основные понятия».

- Даны пояснения терминов об отчуждении земельного участка и перехода прав собственности. В таком случае вместе с правами переходят и все обременения. Учитывая сказанное, целесообразно в тексте внести поправку: «право собственности вместе с обременениями», а далее по тексту.

- «Равноценные земельные участки» — согласно з/п, таковыми признаны те участки, в нормативно денежной оценке которых разница составляет 10 %. Эта цифра от стоимости участка ценой $10 000 = $1000, а от $150 000 = $15 000. Государство не должно вмешиваться в отношения сторон, они сами разберутся с соотношением цен собственных участков, это лишь может спровоцировать фиктивные данные, а может, и договора.

Целесообразнее было бы понятие «равноценные земельные участки» исключить.

4) «Статья 3» — вместо «физические лица» записать «граждане Украины».

Сегодня, согласно действующей Конституции Украины и ЗКУ, собственниками земель сельскохозяйственного назначения признаются исключительно граждане Украины. 

5) У авторов з/п в разделе ІV «Заключительные и переходные положения» богатая палитра дат, анализ которых предложу чуть позже, но на одной из них непременно стоит заострить особое внимание: «Иностранцы, лица без гражданства могут приобретать в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения с 1 января 2030 года».

Здесь два интересных момента:

  1. разрешение иностранцам приобрести земли сельскохозяйственного назначения;
  2. дата на перспективу в 13 лет.

Решение первого вопроса — чисто политическая воля самого украинского государства, и тут я воздержусь от каких-либо рекомендаций. А вот что касается второго вопроса, это такая же мина замедленного действия, как и мораторий.

Удивляет одно: украинские законодатели, принявшие трудное наследство, не знающие/не желающие что-то делать с запуском цивилизованного земельного рынка, мораторием и паевыми землями, уже сами в наследство будущему поколению оставляют обязанность государства продать земли иностранным гражданам. Если это можно/нужно сделать в будущем, то почему не сейчас, зачем откладывать на 13 лет? Не будут ли потомки удивленно пожимать плечами: почему сами не продали, а мы должны? Не хочется на себя брать то, что можно оставить на будущее? А что, если будущие граждане Украины окажутся против? Авторы проекта своим императивным требованием будущим коллегам и выбора не оставляют — «с 1 января 2030 года».

На этот раз закончим обсуждение этого важнейшего з/п, остальные замечания — в следующих публикациях.

Послесловие

Факт остается фактом — после календарного финиша действия моратория (01.01.2016 г.) он был продлен еще два раза. Мне трудно понять, к чему это приписать — к неумению или нежеланию законодателей решить существующие проблемы в земельном законодательстве. Чтобы не навлечь на себя их критику — «можем, но не хотим» или наоборот, пользуюсь обоими терминами. Хотя, увы, итог в любом случае одинаковый. 

Мне было бы интересно выслушать мнение авторов вот по какому вопросу: нынешнему правительству и ВР Украины никак не удается достичь единогласия по вопросу запуска рынка земель сельскохозяйственного назначения даже для украинских граждан, и мораторий был продлен. На фоне этого насколько им кажется реальным одобрение з/п народом избранников? Правда, з/п никто не собирается отзывать («В БПП отказываются отзывать законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», interfax.com.ua,18.12.2016 г.), но вряд ли это заставит парламентариев голосовать ЗА.

Я уверен, что законопроект в таком виде не будет принят: кроме вышеуказанных замечаний, он лишен реальности, а восприятие реальности и является одним из факторов успеха в области законотворчества. 

Продолжение следует…

Кахабер Карели, доктор экономических наук, эксперт по земельным вопросам Грузия/Украина

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.