Почти каждую неделю общаюсь с агропроизводителями, которые наиболее болезненными вопросами определяют отсутствие возможности взять дешевые кредитные средства, поборы силовиков, высокую вероятность рейдерских захватов, непрозрачный механизм получения дотаций. С сожалением вспоминают механизм автоматического возврата НДС, который действительно почти всех устраивал. При этом разрекламированную государственную поддержку аграриев считают всего лишь пиар-ходом власти. К тому же, неудачным...
Нет у провластной команды полного понимания, что эта поддержка должна предоставляться именно тем, кто в ней реально нуждается. Что касается того, кто в этом году получил бюджетные деньги, — пока сказать сложно. Информация о получателях тщательно скрывается, но мы мониторим ситуацию. Запросы в соответствующие структуры уже поданы — и при случае обязательно обнародуем фамилии и названия компаний, которые ее получили.
Не легализованы семейные фермы, отсутствует эффективная стратегия привлечения к легальному рынку 4,5 млн единоличных хозяйств. Возможно, в следующем году заработают законы, которые уже были приняты в Верховной Раде, но, смотря на то, как государство помогает аграриям в этом году, в это не очень и верится.
Есть большая проблема с логистикой. Стоимость и задержки в доставке «Укрзализныцей» аграрных грузов не оставляют выбора аграриям, кроме запуска частной тяги. Нужно значительно увеличить количество вагонов для полноценной перевозки сельскохозяйственной продукции в порты и на элеваторы.
Неопределенность вопроса с открытием новых рынков штормит цены на сельскохозяйственную продукцию. И хотя от внешних факторов это зависит лишь частично, но сегодня также имеем монополистов внутри страны. Они уже построили себе логистические мощности и диктуют соответствующие цены. Куда смотрит Антимонопольный комитет — непонятно, ведь никто не предоставил обоснования на повышение цены, например, при аренде за использование вагонов для перевозки зерновых.
Очень зарегулирована и труднодоступна возможность получить частичную компенсацию стоимости приобретенной сельскохозяйственной техники и оборудования.
Немного успокоилась власть в попытке открыть рынок сельскохозяйственной земли. Разумеется, ведь это только еще больше снизит рейтинг порошенковской команды. Уверен: к концу избирательной гонки вопрос так и останется на нынешнем уровне.
Изменить ситуацию в аграрном секторе сможет только новая власть и новая команда. Лишь после смены президента и с приходом новой команды можно будет понимать, как следующие 5 лет будет развиваться аграрный сектор.
Мой совет аграриям — относительно новой аграрной политики нужно полгода переждать. Только после выборов будет понимание бюджетной политики и распределения государственной поддержки. Это также будет отражаться и на аграрном секторе. Советую определиться с конкретными кандидатами и не стоять в стороне от избирательных процессов.
Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ
Для справки: Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» и агентство UCABevent 12 декабря проведут X Международную конференцию «Ведение агробизнеса в Украине» — итоговое мероприятие, которое определит изменения в условиях ведения аграрного бизнеса в Украине в 2018 году: макроэкономические, регуляторные, законодательные, а также определит тренды, оценит риски и перспективы на 2019 г.
В рамках конференции «Ведение агробизнеса в Украине» Вадим Ивченко примет участие в панельной дискуссии «Чем станет год выборов для АПК?».
Участники конференции получат ответы на следующие вопросы:
- Логистические проблемы. Есть ли пути решения?
- Рейдерство: как преодолеть?
- Децентрализация: панацея или инструмент?
- Как вывести агробизнес «из тени»?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.