Структура агрохимических компаний-лидеров продолжит меняться

09 августа 2018, 07:40 5140
Александр Лапа

В последние годы развитие бизнеса основных агрохимических компаний мира несколько приостановилось. Поэтому для обеспечения дальнейшего роста им необходимы инновационные решения, новые продукты и действующие вещества. А это требует значительных финансовых вложений, новых идей и научных разработок.

Если говорить о мировых тенденциях, необходимо отметить следующие глобальные изменения в структуре первой десятки игроков агрохимического рынка: это покупка компанией Bayer американской компании Monsanto (стоимость $27 млрд), завершение покупки китайской компанией Chemical China швейцарской Syngenta (стоимость $17,4 млрд), объединение компаний DAS и DuPont (стоимость $17,2 млрд), завершение покупки компании АDАМА дочерней компанией Sanonda (ChemChina), а также передача, продажа и обмен продуктами между компаниями АDАМА, Syngenta и Nufarm. Исходя из этого, по моему мнению, лидирующие позиции на мировом рынке займет тройка компаний Bayer Crop Science — Monsanto, ChemChina — Syngenta, DAS — DuPont — независимо от того, как они будут называться в будущем.

Кроме того, в этой ситуации необходимо учитывать также рынок семян, ведь он существенно влияет на увеличение объема продаж и прибыльность агрохимических компаний. Например, еще один мировой лидер — компания BASF — не имеет существенного бизнеса семян, однако после покупки крупнейшего бизнес-центра семян у Bayer Crop Science — Monsanto — может увеличить свой портфель на $5-6 млрд и остаться в ведущей пятерке лидеров.

Конечно, не стоят в стороне и другие компании: например, компания Nufarm собирается потратить около $500 млн на покупку продуктов средств защиты растений.

Как видим, за относительно короткий период сумма всех объединений, покупок и реорганизаций достигла $200 млрд. После таких масштабных бизнес-трансформаций компаниям нужно время, чтобы определиться со всеми преимуществами и проблемами, которые возникли в ходе этих процессов.

В целом первое полугодие 2018 года показало положительную тенденцию развития общего бизнеса компаний. Но не за счет роста подразделений и территорий, а за счет других видов бизнеса и некоторых стран — например, стран Южной Америки, где рост составлял более 15% в основном за счет вспышек развития вредителей. А учитывая величину этих территорий, их влияние на рост бизнеса было довольно существенным.

Конечно, до конца года общая картина на рынке будет меняться. Так, еще достаточно долго на агрохимический рынок будут влиять колебания цен на сельскохозяйственную продукцию, экстремальные погодные условия, курсы национальных валют, резкое падение доходности дистрибьюторской и дилерской систем. Серьезное влияние на отрасль и ее игроков также будут иметь дискуссии о канцерогенном эффекте глифосата, отказ рынка от параквата, запрет во многих странах нейротоксинов и тому подобное.

Кроме того, общей проблемой после объединений станет доступность действующих веществ для производства пестицидов на основных рынках Китая, Индии и Латинской Америки. Ведь аспекты, связанные с экологией, токсикологией или социальными моментами в регионах их производства, приводят к их удорожанию. Поэтому не все игроки агрохимического бизнеса смогут вовремя и в полном объеме закупить действующие вещества и произвести продукты. И это необходимо учитывать.

Как вывод, хочу сказать, что в будущем, и даже ближайшем будущем, структура агрохимических компаний продолжит меняться. Нас ждет новая волна покупок и объединений, которые сегодня сложно предугадать.

В то же время, в ближайшей перспективе эти глобальные процессы никоим образом не повлияют на производство средств защиты растений в Украине и мире. Концентрация агрохимического бизнеса, даже в руках нескольких мировых производителей, всегда даст возможность получить товар. Вопрос только в одном — сколько за это необходимо будет заплатить. А вот что будет в ближайшем будущем с дистрибуцией — это уже другая тема.

Александр Лапа, директор коммерческого департамента ООО «Укравит Агро»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.