Почти сто лет назад, в начале короткого двухлетнего периода независимости УНР, наша страна воспринималась в мире как житница Европы. Век спустя Украина снова вернула себе статус мировой житницы, но, к сожалению, только житницы. Почему к сожалению? Потому что за сто лет мы должны были достичь статуса, как минимум, мирового мясокомбината, молочного завода или мирового кондитерского цеха. Однако наша нация всегда отличалась скромностью, и, похоже, статус житницы нас полностью удовлетворяет, о чем мы с гордостью рапортуем на всех государственных уровнях.
В 2011 году по результатам экспорта в январе–июле «титаны» украинского аграрного экспорта — кукуруза, пшеница, ячмень, рапс, соя и продукты переработки семян подсолнечника — заняли в структуре аграрного экспорта 67%, обеспечив $4,4 млрд валютных поступлений. Через два года, в 2013-м, они нарастили свою долю до 70% и $5,9 млрд. Между тем говядина, свинина, мясо птицы, молочная и кондитерская продукция четыре года назад занимали 15% в структуре аграрного экспорта, эквивалентом около $1 млрд. В прошлом году эта продукция уменьшила свою долю в аграрном экспорте до 11% (при все том же $1 млрд в денежном выражении). В этом году зерновые и масличные обеспечили 77% аграрного экспорта при все тех же $5,9 млрд, а мясо-молочно-кондитерская продукция — только $0,5 млрд поступлений, заняв долю в 6% в структуре аграрного экспорта.
По прогнозам на 2015 год, украинский аграрный экспорт будет на $2,1 млрд меньше, чем в предыдущем году, и составит $14 млрд. Такое сокращение не удастся списать на низкие мировые цены на зерновые и масличные, поскольку они уже были сравнительно низкими и в прошлом году.
А теперь давайте посчитаем. Если стратегическая цель Украины — остаться мировой житницей и не более, то при благоприятных погодно-климатических условиях и доступном финансировании, включая восстановление орошения на юге Украины, можно вырастить дополнительно максимум 20 млн тонн зерновых и 4 млн тонн масличных. Отправив все это достижение на экспорт, государство сможет дополнительно получить до $5 млрд валютных поступлений (3,5 млрд от зерновых и 1,5 млрд от масличных). То есть максимальный потенциал валютных поступлений, который можно будет получить от экспорта зерновых-масличных и продукции переработки семян подсолнечника, составит $16-18 млрд при общем аграрном экспорте $20 млрд. Учитывая, что АПК является практически единственным сектором, который еще держится на плаву, перспективы нашей экономики, основой которой будет «житница», выглядят не очень радужно.
Однако все еще можно изменить. Для того чтобы на экспорт шла агропродукция с максимальной добавленной стоимостью, всего лишь необходимо эффективно реформировать аграрную исполнительную вертикаль (начиная с районных управлений АПК и заканчивая МинАПК), закрепить прозрачные, конкурентные и стимулирующие правила игры в аграрном бизнесе и сосредоточить максимум усилий на продвижении наших товаров на международные рынки.