Длительный летний перерыв в работе парламента был использован не только для отдыха, но и для подготовки законодательных инициатив на новый «сезон». Поэтому подробно остановимся на планах Аграрного комитета ВРУ в ближайшие пять месяцев.
Земельный блок
Как председатель земельного подкомитета Аграрного комитета ВРУ, начну с вопросов земельного блока. По моему мнению, первым на «повестке дня» должен стоять антирейдерский законопроект №8121 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты по противодействию рейдерству». 10 июля он был принят в первом чтении, а летом вместе со своей командой, экспертами, работниками секретариата Аграрного комитета мы работали над подготовкой этого очень нужного законопроекта ко второму чтению. Рейдерство — это, к сожалению, тема №1 в СМИ, потому что захваты предприятий, в том числе и аграрных, не утихают. Что же предлагает законопроект, чтобы минимизировать это губительное для экономики явление?
— предоставление возможности владельцам и участникам хозяйственных обществ вносить в государственные реестры запрет регистрации аренды земли и смены участников обществ без нотариально удостоверенного договора — это действенный инструмент против поддельных подписей на договорах, который не будет иметь обязательного характера, но может использоваться по усмотрению владельца как дополнительный уровень защиты;
— обязательство Кабмина оцифровывать все документы на землю, которые сегодня существуют только в бумажном виде (поэтому возникает проблема «двойной регистрации» аренды);
— введение двух видов арендных договоров: с автоматической пролонгацией и без пролонгации, что позволит остановить ряд манипуляций;
— автоматизация взаимодействия между Государственным земельным кадастром и Реестром прав и многие другие новации, которые смогут стать эффективными предохранителями против рейдеров.
На второе чтение в Комитет и зал может также выноситься другой земельный законопроект №7060 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования создания и развития семейных фермерских хозяйств и пресечения коррупционных злоупотреблений в сфере распоряжения землями государственной и коммунальной собственности». Этот законопроект прекращает определенные злоупотребления, которые возникают в процессе бесплатного получения гражданами земель под личное селянское хозяйство. Также законопроект запрещает уменьшение арендной платы за земельные участки, приобретенные на земельных торгах. Новшеством является то, что законопроект предлагает возможность денежной компенсации ветеранам войны в случае отказа от получения земельных участков.
Ждем также на рассмотрении Аграрным комитетом законопроекта №6255 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно оформления прав на землю под объектами энергетики», важного для нашей экономики, поскольку он существенно упрощает процедуры отвода земли для строительства линий электропередачи и других объектов энергетики.
У земельного подкомитета есть планы по решению проблемы земель постоянного пользования, которое, в первую очередь, используется различными государственными и коммунальными предприятиями. Но постоянный пользователь не имеет возможности передавать любую часть своих земель во временное пользование другому лицу, из-за чего огромные массивы земли становятся или объектом коррупционных злоупотреблений, или используются нерационально. Подобную проблему мы имеем и при согласовании определенных положений Земельного и Лесного кодексов, ведь Земельный кодекс не предоставляет постоянному пользователю земельного участка права передавать его в пользование третьим лицам, а положение Лесного кодекса фактически предусматривают это право под видом предоставления в пользование не земельного, а лесного участка. Процедура предоставления лесного участка в пользование не является прозрачной, поэтому здесь также требуется законодательное урегулирование проблемы.
Ну и нам не нужно забывать об основной проблеме в земельной сфере, которая до сих пор остается нерешенной — это передача земель за границами населенных пунктов местным общинам. С тех пор, как в феврале нынешнего года Рада провалила Президентский законопроект №7363 о земельной децентрализации, вопрос фактически не поднимался. Между тем, уже два с половиной года как лежит без продвижения принятый в первом чтении законопроект №4355. Не рассматривались пока даже в первом чтении в зале законопроекты 7118-1 и правительственный 7118. Эти законопроекты давно проработаны Комитетом, их просто нужно выносить на голосование. Вопрос только в наличии политической воли и в оптимальной модели земельной децентрализации.
Аграрный блок
Ряд законопроектов, которые планируются к рассмотрению Аграрным комитетом, можно вынести в отдельную группу евроинтеграционных инициатив. Это, прежде всего, законопроект №8450 «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов». Он важен для защиты интересов потребителей и обеспечения их доступа к безопасной и качественной продукции, а также гармонизирует украинское законодательство с законодательством ЕС. По тематике довольно близок и законопроект №4611 «О требованиях к предметам и материалам, контактирующим с пищевыми продуктами», который мы также должны принять в рамках Соглашения об Ассоциации.
Два законопроекта, которые также можно отнести к евроинтеграционным, касаются вопроса генно-модифицированных организмов — это проект №7210 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по отслеживанию и маркировке генетически модифицированных организмов и обращению, отслеживанию и маркировке пищевых продуктов, кормов и / или кормовых добавок, ветеринарных препаратов, полученных с использованием генетически модифицированных организмов» и проект №7186 «О государственном контроле за генетически модифицированной продукцией в сельском хозяйстве и пищевой промышленности».
10 июля, к сожалению, было провалено голосование за законопроект «Об основах государственной аграрной политики и государственной политики сельского развития», который на нынешней сессии, надеюсь, снова появится в новой редакции. Это рамочный документ, который определяет пути развития нашего аграрного сектора и сельских территорий, и он нужен для системного видения нашей аграрной политики.
Законопроект № 4922 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по оптимизации системы государственного управления в сфере сельского хозяйства» предлагает внести изменения в десятки законов с целью приведения законодательства в сфере сельского хозяйства в соответствие с определенной в 2014 году концепцией реформирования системы центральных органов исполнительной власти. Законопроектом, в частности, решается проблема перераспределения функций де-факто ликвидированной Госсельхозинспекции между другими органами, и некоторых полномочий Госпродпотребслужбы.
Кроме того, на прошлой сессии вместе с коллегами по Аграрному комитету и многими другими депутатами мы зарегистрировали комплекс законопроектов, призванных обеспечить сохранение и развитие нашей лесной отрасли. Речь идет о шести законопроектах, соавтором которых являюсь также и я. Поэтому обязательно будем двигать эти инициативы в парламенте.
Напоминаю и о законопроекте 6527-д «О сельскохозяйственной кооперации», который создает новые условия для сельскохозяйственной кооперации в Украине.
Интересным, особенно учитывая стремительный технический прогресс, который затронул и агросектор, является законопроект №8275 «О внесении изменений в Закон Украины «О стимулировании развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса» относительно перечня техники и оборудования для агропромышленного комплекса». Эта инициатива позволит обеспечить производство отечественных «беспилотников» для аграрной сферы.
Налоговый блок
В начале июля в Раде был зарегистрирован законопроект №8570 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения ставки налога на добавленную стоимость для продукции садоводства, ягодоводства и виноградарства», соавтором которого я являюсь. Законопроект будет стимулировать садоводов выходить из «тени» и полностью платить налоги, ведь введение уменьшенной ставки НДС в размере 7%, которое им предлагается — это дополнительный стимул вести свою деятельность официально. А это «белая» зарплата и официальное трудоустройство для работников и дополнительные поступления в местные бюджеты, не говоря уже о существенном толчке к развитию отрасли.
К налоговому блоку можно отнести и законопроект №8282 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно снижения ставки налога на добавленную стоимость по операциям по поставке на таможенной территории Украины молока». Цель законопроекта — уменьшение ставки НДС по соответствующим операциям. Этот законопроект возник как реакция на негативные тенденции в нашем животноводстве: сокращение доходов животноводческих предприятий и уменьшение поголовья КРС.
Работать на нынешней сессии есть над чем, и очень надеюсь, что эта работа будет предметной и конструктивной.
Олег Кулинич, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.