Станет ли новый Порядок сертификации продуктивным и что делать с международными сертификатами?

21 февраля 2017, 14:50 7050
Сюзанна Григоренко

Сейчас выполнение функций сертификации семян посадочного материала в процессе восстановления. Одной из причин того, почему сертификация не может осуществляться в полном объеме, было названо отсутствие Порядка сертификации.

Именно принятие этого Порядка должно было решить вопрос международных сертификатов на семена, выдачи/отмены сертификатов на семена/посадочный материал, определить процедурные моменты проведения сертификации семян и посадочного материала обновленным субъектным составом в рамках Закона Украины «О семенах и посадочном материале».

Так что же мы получим на финише относительно международных сертификатов?

Проект Постановления КМ Украины «Об утверждении Порядка проведения сертификации, выдачи и отмены сертификатов на семена и/или посадочный материал и форм сертификатов на семена и/или посадочный материал» дважды был опубликован на официальном сайте Минагропрода — 29.12.2016 и 30.01.2017.

21 февраля 2017 г. — заседание правительства, на повестке дня — утверждение вышеуказанного проекта Постановления.

Что же имеется в Порядке?

В первом проекте Порядка нормы по международным сертификатам и дополнительное регулирование к тому, что есть, отсутствуют, чего уже не скажешь о второй редакции Порядка сертификации, в тексте которой предусмотрено: «признаются сертификаты международного образца ISTA, ОЕСР с последующим переоформлением на отечественные сертификаты».

Что в приоритете относительно семян и их использования: требования к посевным и сортовым показателям или документальное наличие отечественного сертификата как такового, который является гарантом качества для товаропроизводителя?

Согласно пояснительной записке к проекту, основанием для разработки проекта Порядка сертификации являются Конституция Украины и Закон Украины «О семенах и посадочном материале».

Конституцией Украины установлено, что органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины (статья 19).

В Законе Украины «О семенах и посадочном материале» определено, что проверка показателей, указанных в международных сертификатах ISTA, ОЕСР, не осуществляется, поскольку, согласно ст. 15 Закона, условием введения семян в оборот является соответствие по сортовым или посевным качествам требованиям законодательства в сфере семеноводства.

То есть Законом предусмотрены признание международных сертификатов и наличие международных сертификатов ISTA и/или OECD на семена, которыми подтверждаются сортовые и посевные качества семян, как основания для обращения семян на территории Украины без проведения дополнительных исследований.

Соответствующее значится в письме Минагропрода, размещенном на сайте уполномоченного органа по оценке соответствия — ГП «Государственный центр сертификации и экспертизы сельскохозяйственной продукции».

Зато в Порядок сертификации дополнительно регулируется, что же означает «признание», несмотря на то, что в Законе не содержится ссылки и/или указания на необходимость дополнительного урегулирования этого процесса.

По аналогии с другими законами, которые регулируют отношения в сфере оценки соответствия продукции, чтобы эти процедуры применялись, они должны быть предусмотрены непосредственно в Законе Украины «О семенах и посадочном материале», так, как это предусмотрено в Законе «Об оценке соответствия и технических регламентах» (раздел VIII/ст. 45), действующем Декрете КМ «О стандартизации и сертификации» (ст. 18).

В то же время в Законе Украины «О семенах и посадочном материале» не предусмотрено отдельно такой процедуры в отношении импорта.

Кроме того, семена, их ввоз и введение в обращение не являются изолированными от других законодательных актов отношениями. Так, базовым при ввозе товаров, продукции, в том числе семян, в режиме импорта является Таможенный кодекс Украины (ТК Украины), где в Разделе 13. Импорт (выпуск для свободного обращения) установлено: «Импорт (выпуск для свободного обращения) — это таможенный режим, согласно которому иностранные товары после уплаты всех таможенных платежей, установленных законами Украины на импорт этих товаров, и выполнения всех необходимых таможенных формальностей выпускаются для свободного обращения на таможенной территории Украины и закреплен статус, в частности, товары, помещенные под таможенный режим импорта, приобретают статус украинских товаров» (ст. 74-76).

Так чем будут субъекты применения норм права руководствоваться — кодифицированным актом и законом или подзаконным актом?

Также в проекте Порядка есть ссылка на ГОСТ, чего тоже нет даже в специальном относительно семян Законе Украины «О семенах и посадочном материале».

Согласно Закону Украины «О стандартизации», стандарт является нормативным документом, а не нормативно-правовым актом/подзаконным актом.

Нормативные документы, согласно ст. 1 Закона Украины «О стандартизации», не устанавливают требования к субъектам хозяйствования и осуществления ими деятельности.

Установление норм права для неопределенного круга может осуществляться исключительно на основании подзаконных нормативно-правовых актов как официальных документов, принятых уполномоченным на это субъектом нормотворчества в определенных законом форме и порядке (Приказ Минюста от 12.04.2005 № 34/5).

Закон Украины «О стандартизации» устанавливает применение стандартов на добровольной основе (ст. 4, 16, 23).

Применение стандартов является обязательным при условии:

— обязательность их применения прямо установлена;

— стандарт имеет статус национального (то есть утвержден национальным органом стандартизации).

Готовы ли действовать на принципах верховенства права и закона?

Продолжение следует...

Сюзанна Григоренко, исполнительный директор Семенной ассоциации Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.