Срыв сроков приватизации Аграрного фонда и ГПЗКУ ставит под угрозу финансирование соцвыплат

01 февраля 2017, 08:10 2124
Геннадий Чекита

Проведение конкурентной и прозрачной приватизации, о которой мы так много говорим, имеет приоритетное значение для государства в текущем году.

Хочется быть уверенным, что все понимают, — от успешности проведения приватизации зависят социальные выплаты бюджетникам и многие другие жизненно важные вопросы. В связи с  этим, хочу обратить внимание премьер-министра, руководства Фонда государственного имущества и руководства Министерства аграрной политики на приватизацию ПАО «Государственная  продовольственный-зерновая корпорация» и ПАО «Аграрный фонд», на 100% принадлежащих государству. Оба этих, безусловно, инвестиционно-привлекательных предприятия подлежат приватизации, согласно Постановлению Кабинета Министров №271 от 12.05.2015 года. Соответствующая информация опубликована в  официальном издании Фонда государственного имущества, газете «Ведомости приватизации» (№3 (1023), 16.01.2017 г.)   

Эффективная приватизация этих предприятий является стратегическим приоритетом, в разрезе обеспечения предусмотренных госбюджетом в 2017 году доходов от приватизации, в размере 17 млрд грн.

Однако, несмотря на объективную важность хорошо организованной, слаженной и оперативно проведенной, в срок до июля 2017 года, приватизации, решение ФГИ по проведению приватизации и выработанные в связи с этим позиции, отчаянно саботируются руководством ПАО «Аграрный Фонд» и ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация» и чиновниками Минагропрода. Так, несмотря на установленный срок подготовки и передачи пакета документов (до 7 января 2017 года), необходимые для запуска процесса приватизации документы до сих пор не были переданы в Фонд госимущества. Поскольку, по мнению  представителей ГПЗКУ, процессу приватизации предприятия может препятствовать наличие уголовных дел по фактам финансовых злоупотреблений предыдущего руководства предприятия.

Действительно имеет место факт финансовых злоупотреблений в сфере использования ГПЗКУ кредитных средств, полученных от Экспортно-импортного банка Китая в декабре 2012 года. В настоящий момент Управлением по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры Украины осуществляется досудебное расследование в уголовном производстве по фактам растраты имущества в особо крупных размерах и злоупотреблений должностными лицами ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация» во время использования кредитных средств в размере $1,5 млрд на осуществление программы сотрудничества в сфере АПК между Украиной и Китайской Народной Республикой.

В то же время есть понимание, что китайская сторона как кредитор не имеет возражений против приватизации предприятия, если будут предусмотрены механизмы гарантирования инвестором погашения задолженности, что подтвердил представитель Экспортно-импортного банка Китая. Более того, представители Экспортно-импортного банка Китая и представители ФГИ пришли в совместному видению урегулирования  вопроса задолженности ГПЗКУ.

Еще один инцидент, связанный с хищением средств ГПЗКУ бывшим руководством предприятия расследуется сейчас Национальным антикоррупционным бюро. Речь идет о махинациях с продажей зерна, в результате которых ГПЗКУ понесла убытки на сумму в $60 млн.

Досудебное расследование  по ряду уголовных производств ведется также в настоящее время Генпрокуратурой и в отношении ПАО «Аграрный Фонд». Речь идет о хищении средств предприятия в размере более 2 млрд грн, в результате злоупотребления служебным положением. Результатом финансовых махинаций предыдущего руководства предприятия стало фактическое уменьшение уставного капитала, при том что нормативно его размер определён Кабинетом Министров Украины и составляет 5 млрд грн. Приговоры по уголовным делам судами в настоящий момент не вынесены. Соответственно, подготовка данного объекта к приватизации должна проходить с учетом обстоятельств, оценка которым дается Генеральной прокуратурой.  Однако данные обстоятельства никоим образом не должны влиять на проведение конкурентной и прозрачной приватизации, поскольку их оценка находится исключительно в компетенции правоохранительных органов и судебной системы государства.

Я абсолютно уверен в том, что факты финансовых злоупотреблений, выявленные по ПАО «Аграрный фонд» и ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация» не могут служить основанием для необоснованного затягивания или переноса сроков проведения приватизации данных объектов. Проведение на достойном уровне конкурентной приватизации этих двух госпредприятий позволит выполнить предусмотренные бюджетом на 2017 год показатели доходов от приватизации на сумму более 17 млрд грн, не поставив под угрозу финансирование социальных выплат гражданам, а также покажет инвесторам реальную реализацию Правительством экономических реформ в государстве.

Геннадий Чекита, народный депутат Украины, член Специальной контрольной комиссии

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.