Создание современного культурного продукта в регионе — нужно или нет?

16 сентября 2019, 07:00 2681
Татьяна Воронова

В большинстве случаев региональный культурный продукт ассоциируется с выступлениями народных коллективов или предвыборными концертами. Но с каждым годом появляется все больше интересных культурных мероприятий, которые привлекают внимание не только местных жителей, но и гостей.

Целью InStrum Fest в Залещиках, который состоялся в августе этого года, является создание знакового культурного продукта, который станет «магнитом» для туристов и драйвером культурного развития местных.

InStrum Fest — это фестиваль современной инструментальной и симфонической музыки. Подобный формат еще недостаточно развит в Украине, поэтому настоящие ценители готовы ехать даже в самый отдаленный уголок страны, чтобы насладиться этой музыкой. Местные, в свою очередь, могут получить доступ к туристам и начать развивать бизнес на селе. Но в работе с региональной общиной возникают препятствия:

1. Вера в возможность существования. Жители села обычно не видят в своих изюминках культурный продукт и не верят, что он может приносить им дополнительный доход.

2. Желание получить всё и сразу. Местные ожидают, что кто-то принесет большой мешок денег и начнет платить им большие зарплаты за развитие региона и инвестировать в инфраструктуру. Большие национальные и региональные компании хотят видеть сразу большие цифры (посетителей мероприятий, монетизацию, увеличение качественных кадров). Местные власти вместо вклада в развитие тратят бюджет на мгновенное материальное, что будет очевидным сейчас и удовлетворит избирателей.

Долгосрочные и стратегические цели, инвестиции в регион не воспринимаются как индивидуальная или корпоративная ответственность, ведь это государственная обязанность. Если она не выполняется — продолжаем ждать дальше. Однако если регионы понимают свою ответственность и важность объединения ресурсов, то довольно быстро они занимают лидирующие позиции.

3. Проблемы коммуникации: власти и бизнеса, национальных компаний с региональными филиалами, между представителями различных сфер экономики и представителями различных регионов в пределах одной индустрии. В условиях отсутствия качественной системной коммуникации участники имеют иллюзорное представление друг о друге, повторяют одинаковые ошибки и долго ищут решения на их исправление. Отсутствие коммуникаций — главная причина отсутствия ресурсов.

4. Неготовность отказаться от старого. У нас есть цель создать новый современный продукт и развивать регион: мы не можем организовать фудкорт с шашлыком и спиртным на соседском мангале, предлагать некачественный музыкальный контент, не можем думать о том, как удовлетворить всех. Мы создаем новое на месте старого. Постепенно и осторожно.

5. Нехватка новых инструментов взаимодействия и развития. Нужно учиться новому и создавать свое. И важно помнить, что развитие украинских регионов, культуры и туризма — новое явление. Так что нет готовых решений, и придется учиться у иностранных коллег и партнеров, на своих ошибках. О «мы и так всё знаем» стоит забыть.

Несмотря на все препятствия, есть люди, которые стремятся к развитию, к изменениям к лучшему, например, активная молодежь. Сказать, что они готовы к этому, было бы большим преувеличением. Но они готовы пробовать и учиться. Для этого им необходима мотивация, наставничество, возможности действовать. InStrum Fest и планировался как инструмент для создания таких условий. И несмотря на все препятствия, InStrum Fest реализован и довольно удачно в условиях местности, времени и ресурсов. Как оценить и измерить этот успех?

1. Счастливые и вдохновленные люди. Своими впечатлениями они делятся с другими, несмотря на возрастные ограничения: дети, подростки, молодежь, взрослые, старшее поколение.

2. Многочисленные положительные отзывы. У людей изменилось отношение к симфонической музыке и появилось желание двигаться в этом направлении дальше. Хочется верить, что внутренний позитив станет мотивацией для дальнейших действий.

3. Совместные усилия местных и международных исполнителей. Для подобной возможности нужно участвовать в международных конкурсах, а мы этот шанс создали в сотрудничестве с местными музыкальными заведениями.

4. Готовые инфраструктурные решения для дальнейшего развития туризма. Вместе с общиной мы определили их, теперь уже это внутренний выбор местных: или реализовывать, или оставить на бумаге.

5. Мощное продвижение региона: видео, интервью, отзывы, статьи. Эта инвестиция будет работать на регион еще не один год. Она интересна не только для представителей туризма, но и в целом увеличивает инвестиционную привлекательность региона.

Крупные компании, местные власти и деятели уже сейчас могут приступить к созданию нового и в будущем иметь положительную туристическую привлекательность региона.

Татьяна Воронова, консультант по развитию внутреннего туризма

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.