Сказка о спящем гиганте

11 апреля 2016, 07:15 2860
Сергей Рубан

В конце 80-х сельскохозяйственные секторы Украины и Казахстана развивались в единой системе координат. На первый взгляд, за прошедшие четверть века наши агрохимические пути значительно разошлись. Но на самом деле, не имея доступа к большим ископаемым ресурсам, украинские аграрии просто вынуждены были «бежать вперед» быстрее, чем казахские коллеги.

Что представляет собой агарный Казахстан сейчас:

— площадь — 2 727 300 км²  (для сравнения Украина — 603 628 км²).

— население 17,7 млн человек (для сравнения Украина — 42 млн человек).

— черноземы — около 9,5% территории (25.5 млн га). Содержание гумуса зависит от подтипа и варьируется в пределах 4-8%.

— каштановые грунты — около 34% территории (90,6 млн га). Содержание гумуса — в пределах 2-4,5%.

— бурые и серо-бурые почвы — около 44% (120 млн га), содержание гумуса — 1-2%.

Климат позволяет отнести почти всю территорию Казахстана к зоне рискованного земледелия, но при этом казахские аграрии добились значительных успехов на мировом рынке. В 2015 году в рейтинге экспортеров сельскохозяйственной продукции (физические объемы экспорта) Казахстан занимал: 7-ю позицию среди экспортеров пшеницы рапса, овса, ячменя, 6-ю — среди экспортеров семян подсолнечника.

Такие достижения аграриев  вызывают уважение. Особенно учитывая то, что большая часть аграрного сектора Казахстана развивается по экстенсивному сценарию. Это означает, что объемы внесения минеральных удобрений ниже принятых в других развитых странах. Официальные данные, озвученные на IV Агрохимическом форуме Азии, вызывают откровенное удивление у агрохимиков. В Казахстане вносится всего около 4,76 кг действующего вещества на 1 гектар обрабатываемых площадей.

В среде агрохимиков к подобным индикаторам принято относиться скептически. Они подобны «средней температуре по больнице», то есть практическая ценность данного маркера мизерна, но он является контрольной лампочкой, подающей сигнал о проблемах в системе.

Фактически, разрыв между объемами внесения удобрений в странах ЕС (от 30 до 180 кг д.в./га) и Украине (около 80 кг д.в./га) с одной стороны и Казахстаном (4,76 кг д.в./га)  с другой, говорит о глубоком кризисе растениеводческого сектора Казахстана. И дело даже не в том, что хозяйствование ведется менее эффективно, чем хотелось бы. Низкие объемы внесения удобрений при активной хозяйственной деятельности ведут к деградации почв. Особенно в регионах с малым содержанием гумуса в грунтах.

Осознают ли это аграрии и власти Казахстана? Осознают. Государством приняты программы поддержания плодородия почв. Хозяйствующие субъекты несут ответственность в частности и за нарушение норм землепользования, к которым относится и эксплуатация грунтов на износ. И это не просто декларация. В республике заводятся реальные уголовные дела на нарушителей земельного законодательства. Недостаток экономических стимулов компенсируется административным контролем. Однако опыт Украины говорит о том, что настоящие изменения в данном вопросе будут доступны только после земельной реформы. И это особенно актуально для Казахстана, где без мероприятий по мелиорации, для которых нужны «длинные» инвестиции невозможно говорить об эффективном росте агропроизводства и росте объемов внесения удобрений.

Реальный объем внесения удобрений в республике, по данным Республиканского научно-методического центра агрохимической службы Министерства сельского хозяйства Казахстана, в 2014 году составил 114,9 тыс. т д.в., а в 2015 — 115,1 тыс. т д.в. Перспективная задача, которая ставится правительством, — довести ежегодный объем потребления удобрений в Казахстане до 1,1 млн т удобрений в действующим веществе.

Мы решили проверить эти данные по методике косвенной оценки объема рынка. Для этого использовали расчетные данные прямого выноса питательных веществ с урожаем с поправкой на рост потребления удобрений при использовании интенсивных агротехнологий. Для объективности были использованы данные USDA, FAO, IFA и методические рекомендации по расчету выноса питательных веществ.

Согласно расчетам, среднестатистический вынос питательных веществ по 7 основным культурам (ячмень, кукуруза, рис, просо, пшеница, семена рапса и подсолнечника) в 2014 г. составил: основной (товарная продукция, вывозимая с поля) Азота N 346,1 тыс. т, фосфора Р — 129,2 тыс. т, калия К — 86,5 тыс. т (суммарно — 562 тыс. т. д.в.); пробочный (части растений, которые могут вывозиться или оставаться в поле в виде пожнивных остатков) Азота N 104,9 тыс. т, фосфора Р - 34,5 тыс. т, калия К — 23,9 тыс. т (суммарно — 163,3 тыс. т д.в.).

Таким образом, даже учитывая официальную статистику внесения органических удобрений в объеме 60 тыс. т в год,  отрицательный баланс питательных веществ составляет не менее 450-500 тыс. т д. в. в год. И, что важно, происходит накопление этого отрицательного баланса. Ситуация выглядит угрожающе. Но только на первый взгляд.

Точка, в которой сейчас находится казахский аграрный сектор, предоставляет хорошие перспективы для старта. Под влиянием сырьевого кризиса руководство страны обратило пристальное внимание на сельское хозяйство. И если судить по другим проектам, реализуемым при поддержке государства, ближайшие годы могут существенно изменить агарный пейзаж Казахстана. Сектор ждет активных людей и компании, способные разбудить потенциал этого спящего гиганта.

Характерный пример: ключевыми лоббистами субсидирования агарных предприятий выступают не сами аграрии, а производители удобрений. Они не только развивают дистрибуцию, но внедряют просветительские программы и активно участвуют в процессе законотворчества.

Отрицательная конъюнктура мирового продовольственного рынка в 2016-2017 годах будет осложнять процесс совершенствования казахского сельского хозяйства, но тем более востребованными на рынке Казахстана будут специалисты и компании с успешным опытом инновационного сельского хозяйства. В том числе украинского происхождения. Об этом говорит искренний интерес к украинскому опыту на IV Агрохимического форума Азии.

Сергей Рубан, директор по маркетингу и коммерции ООО «Агрохим-2001»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.