Система традиционного сельского хозяйства, которая работала последние несколько сотен лет, очевидно, подходит к своему завершению. Возникает логичный вопрос, куда дальше двигаться, или, если можно перефразировать вопрос Святого Петра Иисусу: «Quo vadis, агро?».
По моему убеждению, дальнейший сельскохозяйственный путь (не только в Украине, а, подчеркну, во всем мире) будет связан с правильным выбором на каждом из основных пяти доминирующих направлений.
И этот путь зависит не только от государства или бизнеса, но и от всех потребителей.
Экологичность и изменение климата
Первый вопрос, который беспокоит от мелкого до крупного производителя, от маленького украинского села до города Нью-Йорка — это экологичность и последствия изменений климата. Каким образом спасти окружающую среду да и всю нашу планету? Ведь не великая тайна, что сельское хозяйство наносит большой вред именно путем влияния на окружающую среду, которое повлекло изменения климата. Чрезмерное использование удобрений во многих богатых странах мира, таких как Европейский союз, США, и неконтролируемое использование агрохимии во многих бедных странах — в Азии, Латинской Америке, да и в Украине — приводит к глобальным изменениям в экологической системе. Уже сейчас мы должны задумываться, каким образом минимизировать это влияние за счет уменьшения количества и СЗР, и удобрений, остатки которых остаются в почве. Остро стоит и вопрос о загрязнении воды животноводством. Таких вопросов действительно много, и над их решением надо уже работать. А для этого необходимо существенно увеличить расходы на независимую науку.
Потребительские настроения
Второй вызов — это вопрос питания. На сегодняшний день общество ожидает доступного продовольствия или дешевых пищевых продуктов, которые при этом имеют наименьшее влияние на экологию. Возможно ли вообще производить экологически чистую продукцию — дешевую и в большом количестве? А может, человечество должно остановить чрезмерное потребление пищевых продуктов, ограничившись лишь тем количеством, которое действительно необходимо. Или, возможно, нужно менять рацион потребления пищевых продуктов, а это говорит о том, что во всем мире идет огромная дискуссия, нужно ли человечеству потреблять мясо и молоко животного происхождения, или переходить на мясо-молочную продукцию растительного происхождения. Количество веганов, вегетарианцев, флекситарианцев во всем мире с каждым годом только увеличивается. Во многих странах мира, таких как ЕС, США, их уже 7-10%, а это огромное количество людей, которые уже определились: они хотят потреблять продукты питания в ограниченном количестве и только те, которые не вредят окружающей среде. Готовы ли наши потребители к таким серьезным изменениям?
Международная торговля
Третий вопрос относительно дальнейшего развития сельского хозяйства касается международной торговли. Именно агросектор способствует процветанию международной торговли во всем мире. Но в то же время имеет и существенные недостатки, начиная от контроля за пищевыми продуктами и их потреблением в одних странах, и в совершенно их бесконтрольном производстве в других регионах. Возникает много вопросов, каким образом контролировать и экспорт, и импорт агропродовольственной продукции, ведь в большинстве случаев возникают перекосы в ту или иную сторону. Где, с одной стороны, государственные субсидии способствуют тому, чтобы производство росло, а с другой, соответственно, более бедные страны не имеют этих возможностей и не могут выйти на внешние рынки, хотя собственными продуктами питания они в принципе могут заполнить полки многих стран мира.
Другой вопрос в области международной торговли заключается в том, каким образом контролировать глобальное передвижение тех заболеваний, которые на сегодняшний день доминируют во всем мире, начиная от бешенства КРС, АЧС, птичьего гриппа и нынешней угрозы, так называемого коронавируса. Последний, который появился в Китае, уже практически «положил на лопатки» всю его экономику и имеет конкретное влияние на многие страны мира, в первую очередь, что касается пищевых продуктов. Каким образом мы будем двигаться дальше в международной торговле, будут ли введены определенные ограничения? Здесь нужно включаться международным организациям, правительствам разных стран, чтобы более сосредоточенно организовать работу международной торговли, ведь уже очевидно, что сегодня ВТО так, как должна была бы работать, не работает, соответственно нужны заменители, чтобы адекватно реагировать на вызовы, которые возникают в международной торговле.
Развитие сельской местности
Четвертый вызов заключается в том, каким образом будет развиваться сельская местность. Во всем мире существует проблема, за исключением, возможно, нескольких стран, таких как Швейцария, что сельские регионы характеризуются гораздо худшей инфраструктурой, чем города, характеризуются гораздо меньшими возможностями в плане развлечений, доступности медицинских услуг, продуктов питания и т.п. Но и это не основная проблема. Основная проблема связана с тем, что сельские районы характеризуются сокращением населения, и это сокращение происходит абсолютно по всему миру, несмотря на то, богатая ли это страна, такая как Германия, или бедная, как Украина. Как политикам разработать новую универсальную модель для сельских территорий, которая бы включала, прежде всего, возможности развития сельской местности, не связанные с сельским хозяйством? Уже очевидно, что на сегодня сельское хозяйство, как сектор, не может спасти сельскую местность от депопуляции и не сможет это сделать в последующие десятилетия. К сожалению, очень многие страны, и Украина в том числе, не предложили ни одного решения с целью дальнейшего развития сельских территорий.
Диджитализация
Последний вызов, который чрезвычайно важен и будет влиять, да и уже, по сути, влияет на весь сектор сельского хозяйства напрямую — это дальнейшее повышение эффективности и производительности самого аграрного производства. Речь идет о цифровой трансформации, или так называемой диджитализации. Большинство бизнес-процессов через 5-7 лет перейдут в цифровую форму или будут роботизированы, или автоматизированы, начиная от дронов, которые заменят классическое использование опрыскивателей или других видов техники, и заканчивая автоматическим управлением беспилотных тракторов, что позволит существенно сократить количество работающих в сельском хозяйстве.
Что делать с теми людьми, которые не смогут в дальнейшем найти себе место в классических аграрных профессиях, каким образом их переквалифицировать? Могут ли сегодня образование и наука дать конкретные решения, чтобы удовлетворить те потребности, которые уже стоят перед сельским хозяйством и только обострятся через 5-7 лет? Сможет ли государство адекватно профинансировать или помочь в финансировании новых учебных программ, в которых нуждается сектор? Может ли бизнес дать ответ, что будет через 5-7 лет, и каким образом мы будем иметь возможность влиять на эти процессы, которые сверхвысокими темпами сегодня развиваются и связаны как раз с оцифровкой всех бизнес-процессов в сельском хозяйстве?
Обозначив эти пять пунктов, которые на сегодняшний день, на мой взгляд, очень важны, и на которые ищут ответы все без исключения, приглашаем на конференцию «Quo vadis, АГРО?», которая состоится 12 марта при организации ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса». Там будем искать ответы на эти чрезвычайно важные вопросы.
Как раз готовлю презентацию на это мероприятие и буду очень рад именно вашим мыслям и возможным решениям по вышеупомянутым вопросам. Вы можете направить их по адресу: [email protected]
Алекс Лисситса, президент ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса», генеральный директор ИМК
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.