Например, наблюдая за созданием и развитием успешных стартапов в Швейцарии, которые уже действительно зарабатывают с продаж и узнаваемы в определенных кругах, пришла к выводу, что, сколько бы усилий предприниматель ни вложил в них в Украине, бизнес не взлетит.
Предлагаю вашему вниманию топ-5 швейцарских agri-food стартапов, которые, если запустить их сейчас в Украине, наш рынок не поймет. Точно так же, как в Швейцарии не оценят датчики измерения уровня топлива с целью контроля краж.
1. Essento
C кофаундером проекта Штефаном мы познакомились в Швейцарии еще в 2013 году, когда стратап был в зародыше. Основной его миссией является развитие альтернативных источников белка, а именно — введение в меню швейцарцев продуктов из насекомых. Все во имя сохранения таких ресурсов, как воздух, вода, земля, которые интенсивно эксплуатируются при производстве мяса.
Основной проблемой, с которой ребята столкнулись в самом начале, было законодательство. Ведь, согласно швейцарским законам по Food security, Food production etc, закона о запрете потребления в еду насекомых людьми не было, как не было и закона о таковом разрешении. Конечно, на уровне privat household граждане могут делать все что душе угодно: жарить кузнечиков и печь блины с червячками. Но если доходит до уровня, например, открытия ресторана, масс-маркета или запуска линии батончиков, нужно пройти стандартную дорогу инспекций и получения разрешений. По словам команды, встречи с госструктурами по внесению изменений в закон, которые бы разрешили торговлю насекомыми, были продуктивными, и к их идее все относились вежливо и уважительно.
Вообще запуск батончиков из насекомых в Цюрихе наделал много шума. Первая публичная презентация Ессенто с дегустацией прошла в январе 2014 года в библиотеке ETH Zurich, количество зарегистрированных оказалось в три раза больше, чем было мест в зале, и, к сожалению, из-за этого на дегустацию я тогда не попала. Лояльные швейцарцы всячески поддерживают инициативу «во имя климата, стабильного развития, альтернативных источников энергии и еды будущего».
Немного о теоритической стороне концепции. График сравнивает количество парниковых газов (СО2), которые выделяются при производстве 1 кг белковой массы червей (15 л СО2) или же, например, 1 кг говядины (120 л СО2). Также месседж, который стартап пытается донести, — для производства 1 кг говядины нужно около 400 л воды (включая ту воду, что тратится на производство кормов), а вот в случае насекомых эта цифра составляет пару литров. Также, по-хорошему, только 40% туши коровы является «съедобной», остальное — это отходы производства, а вот в случае личинок и насекомых 90% потребляются, создавая меньше отходов. Также насекомые содержат в себе полезный жир, который сопоставим с растительным жиром в орехах и авокадо. Ребята активно рассказывают о рецептах и культуре потребления в странах, где черви, пауки, кузнечики — это часть повседневной уличной еды и перекусов. Основной заработок проекта на данный момент — это кейтеринг на разного рода конгрессах, климатических мероприятиях и конференциях по устойчивому развитию, которые часто проходят в Швейцарии, а также публичные выступления и лекции по альтернативной кулинарии. С мая 2017 года совместно с крупнейшей сетью супермаркетов Coop ребята запускают в продажу свои бургеры из личинок прямо через отдел кулинарии супермаркета. Так что если вы вскоре собираетесь в Швейцарию, сможете сами все оценить и попробовать.
Больше инфографики и рецептов на сайте.
2. Äss-Bar
В Швейцарии очень развита культура пекарен и ежедневной свежей выпечки. Выпечка действительно каждый день свежая, ведь это имидж пекарни. Обратная сторона медали — довольно высокие цены и тот факт, что продукты, которые не продались в течение дня, чаще попросту выбрасываются.
Будучи в Берне, пыталась вечером купить все круассаны, что остались в пекарне, для бизнес-завтрака в коворкинге на следующий день, конечно же, просила скидку 70%, ведь так или иначе за 10 минут до закрытия вероятность того, что кто-то купит 25 круассанов, согласитесь, ничтожно мала, а значит, они точно пойдут в мусор. Магазину оказалось выгоднее мне отказать, ведь это портит его бизнес-модель, в том плане, что, если позволить такому случиться один раз, вдруг люди начнут ежедневно приходить за пару минут до закрытия и просить скидку. А вот купить 25 круассанов по полной стоимости, по 2 франка — довольно дорого.
За дело взялся стартап Äss-Bar (название компании — это игра слов, в переводе с немецкого означает «съедобно») со слоганом Frisch von Gestern («Свежее со вчера»). Ребята подписали договора со всеми основными пекарнями Цюриха, Берна, Базеля и теперь в конце дня собирают булочки, торты и пирожные, ежедневно производимые пекарнями, чтобы продать их в своих магазинах на следующий день. Миссия стартапа в том, чтобы свести на нет количество пищевых отходов в Швейцарии, а также дать возможность покупателям позаботиться об окружающей среде и социальных вызовах, предлагая все еще хорошую выпечку в два-три раза дешевле. На сайте стартапа есть информация о том, что за два года деятельности они продали более 250 тонн выпечки, которая могла бы в противном случае попасть в мусор, а еще было совершено более 500 тыс. операций продаж, а значит, столько же покупателей остались довольными и помогли в борьбе с пищевыми отходами. Больше об ассортименте, миссии, сети — на сайте.
Дословный перевод с немецкого — «Вода для воды». Проект был основан в конце 2012 года братьями Моррисом и Лиором.
Стартап осуществляет фандрайзинг на территории Швейцарии для обеспечения питьевой водой деревни Замбии очень интересным образом. Ребятам удалось привлечь в партнеры и построить сеть из более ста швейцарских кафе, отелей и ресторанов, которые и помогают привлечь финансы. Бизнес-модель такова: заведения предлагают посетителям в качестве напитка обычную воду из-под крана, которая по сути является бесплатной, но партнер подает ее на столик в специальной бутылке Wasser fuer Wasser и выставляет счет в 10 франков за литр (265 гривень). Эти 10 франков и идут на проекты по обеспечению питьевой водой Замбии через построение инфраструктуры. Основной месседж стартапа в Швейцарии: «Люди должны ценить и осознавать, насколько им повезло, что они имеют доступ к свежей и качественной воде, просто открыв кран, в то время как в Замбии целые селения в XXI веке все еще не имеют постоянного доступа к водным ресурсам, и что небольшое пожертвование создает своего рода баланс». Ребята отмечают высокую готовность посетителей заведений заплатить 10 франков за литр воды из-под крана, после того как те узнают о дальнейшей судьбе этих денег. Инициатива достаточно популярна, она помогла привлечь значительные финансы и успешно реализовать уже десяток проектов в Замбии. Больше о проектах в Замбии — на сайте стартапа.
4. Mein Kuchen Chef (с нем. — «Мой шеф-повар»)
Основатель проекта Мирко Бури повар по образованию. Миссия проекта звучит примерно так: Eat your own waste («Съешьте свои отходы»).
Философия Мирко заключается в том, чтобы готовить без отходов (From nose to tail — «Используя все: от кончика носа до хвоста») из продуктов, которые потенциально выбросили бы, если бы не вмешался его стартап. Он забирает у местных фермеров овощи и фрукты, которые те не могут продать на рынке из-за их нерыночного вида, например, слишком мелкий картофель и лук, яблоки с точечками, морковку маленького размера, погнутые цукини, переспевшие фрукты. Продукты достаются ему по символической цене, и в большинстве случаев их нужно самому идти и собирать в поле, так как неформат оставляют именно там. После этого Мирко не просто из них готовит. Благодаря специальной технологии вакуума он запаивает полуготовые блюда, чтобы те хранились дольше, и доставляет их в офисы и дома в Берне и вокруг. Вегетарианский обед обходится в 15 франков, что очень демократично для Берна. Постоянные покупатели, конечно же, знают о происхождении ингредиентов и гордятся тем, что являются частью инициативы Eat your own waste.
5. Ünique
Пару лет назад сеть супермаркетов Сoop запустила линейку под названием Ünique. Под этим брендом продаются овощи, которые имеют интересную форму и далеки от идеальных рыночных стандартов. Особой популярностью пользуются морковка с двумя или тремя «ножками», «закругленные» огурцы и цукини. Инициаторы линейки отмечают, что нестандартные овощи помогают родителям создавать истории вокруг них и делать их таким образом более привлекательными для детей. Детям также намного интереснее выбирать и рассматривать неформатные овощи. Цены на линейку ничуть не ниже рыночных.
Кристина Кузнецова, директор «Даталаб Агро Украина»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.