Предупрежден — значит, вооружен: тонкости ведения бизнеса с китайскими партнерами

22 марта 2018, 13:11 2620
Светлана Дмитришина

Когда вы заходите на новый для себя рынок с целью купить либо продать товар, вам необходимо изучить тонкости ведения бизнеса в новой стране и желательно получить консультацию у компаний с опытом работы. Казалось бы, даже новичкам будет несложно понять некоторые особенности работы в этой стране. Однако воспринять и осознать многие вещи удается далеко не всем иностранцам.

В данном блоге описаны проблемы, с которыми мне приходилось сталкиваться чаще всего при ведении бизнеса в течение более чем 12 лет. 

Основные моменты, которые следует учитывать при размещении заказа.

1. Товар, который вы хотите получить из Китая во втором квартале нового года, нужно заказывать в четвертом квартале предыдущего года, а не за неделю до нужной вам даты. Те, кто живут на Западе, знают, что в последнюю неделю перед Новым годом деловая активность значительно падает. Около половины сотрудников офисов отдыхают в период с 23 декабря по 2 января. Связано это как с праздниками, так и с накопленными отгулами. Так почему так сложно понять, что и в Китае данный факт имеет место быть? Просто в этой стране люди отдыхают в период, который приходится на празднование Китайского Нового года. Возможно, вы знаете, что данный праздник каждый год отмечают в разные даты, поскольку это зависит от лунного календаря. Однако Китайский Новый год всегда отмечается в первом квартале нового года, а именно — в январе или феврале.

Мы, например, отмечаем Пасху, которая тоже приходится каждый год на разные дни. А еще у нас есть множество других праздников с плавающей датой. Мы помним о своих торжествах, так почему же нас удивляет то, что китайские поставщики отмечают свой традиционный Новый год? Нам нужно понимать, что все китайцы (а их более 1,5 миллиардов) отдыхают около 10 дней примерно в один и тот же период времени каждый год, и в офисах редко остаются сотрудники, а работа в удаленном режиме маловероятна. 

Если вы опоздали с размещением своего заказа, то вам не повезло.

Необходимо учитывать сроки производства и доставки: если вам нужен ваш заказ в апреле, то разместить его стоит не позднее ноября.

2. Важно уделить внимание срокам изготовления заказа. Сотрудничество с китайцами сильно напоминает работу с подрядчиком, а не со складом (хотя многие иностранцы имеют именно такое первоначальное представление). 

Китай — это вам не гипермаркет или магазин-склад

Вы не сможете приехать сюда и купить как бы между прочим 5 или 500 000 единиц товара. Для вас никогда не произведут 500 000 единиц товара за такой же срок, как 5 000. И даже если китайская сторона пообещает вам выполнить заказ за 45 дней, это не значит, что вы получите свой товар через 7 недель. Если по определенной цене вам предлагают купить 350 000 единиц товара, то это не значит, что вы сможете за эту же стоимость приобрести и в два раза больше единиц. Если товар изготовили заранее, это не гарантирует, что у вас не будет с ним проблем. Я всех предупреждаю, что может возникнуть масса сложностей с производством и качеством товаров. Вопрос только в том, как много этих проблем будет именно у вас.

Все сроки производства и доставки груза должны быть четко прописаны в контракте ВЭД. Во-первых, при получении груза и его последующем таможенном оформлении в пункте прибытия (порт, таможенный терминал) вас обязательно попросят предоставить подтверждение таможенной стоимости груза (инвойс-каталог) плюс контракт с указанием данных продавца либо производителя, во-вторых, это несколько облегчит труд юридического отдела вашей компании в случае возникновения споров. 

Хочу отметить еще один важный момент при работе с китайскими производителями: посещение выставок поможет вам самостоятельно изучить рынок и проанализировать предлагаемую продукцию.

Я ни в коей мере не призываю вас не работать с рынком Китая, но если вы знаете, чего ожидать, то будете к этому готовы. Даже если вы заключили контракт, в котором прописаны все цены и сроки, это не значит, что цена и сроки поставки материалов будут точно соблюдены. Время создания нового продукта или даже изготовления повторного заказа будет зависеть от многих факторов. Например, от праздников, наличия сырья, ошибок, перебоев в электроснабжении, человеческого фактора, вопросов транспортировки и погодных условий. То есть от всего того, о чем нельзя знать заранее, когда подписываешь контракт. За последние 10 лет я не помню ни одного заказа, в котором хоть что-нибудь да не поменялось бы. (При этом мне приходилось тратить дополнительные средства своих клиентов и решать их проблемы.) Конечно, это не может оправдать неэффективность труда, плохое качество продукции, ошибки или откровенную ложь. Однако таковы реалии работы в Китае. Чем ниже цена, тем чаще вы будете нуждаться в услугах хороших менеджеров и в контроле качества.  

Светлана Дмитришина, владелец компании Easytrading LLC 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.