Этот проект я разрабатывал вместе с группой депутатов. Он прошел аттестацию экономических экспертов, которые, кстати, дали очень высокую оценку, также мы получили поддержку от Минагропрода и сейчас ждем рассмотрение законопроекта в Налоговом Комитете. Хочу отметить, что по отзывам коллег, вероятность поддержания его в Верховной Раде очень высока.
Для чего несколько месяцев мы проводили расчеты и выписывали юридические и экономические нормы? Сейчас пошагово рассмотрим, какие главные новации (по этому закону) ожидают семейных фермеров.
Главная цель — создать благоприятные условия для развития семейных фермерских хозяйств и нормировать отношения между хозяйствами и государством.
Во-первых: вводится (отдельная) пятая группа субъектов хозяйствования плательщиков единого налога (физические лица-предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность в форме семейного фермерского хозяйства), которым предоставляется статус сельскохозяйственного товаропроизводителя. Также устанавливаются порядок избрания и перехода на соответствующую систему налогообложения и четкие критерии для субъектов данной группы.
Мы предложили установить 5-летние налоговые каникулы (освобождение от уплаты единого налога: налог на прибыль, НДФЛ, НДС, налога на имущество и рентной платы). Отдельно оплачивается только временный налог — военный сбор 1,5% и по закону председатель СФХ и члены семьи могут добровольно регистрироваться плательщиками ЕСВ. Также в настоящее время семейные фермерские хозяйства освобождаются от проверок контролирующими органами.
Еще одна позитивная норма: семейное фермерское хозяйство может вести несколько видов хозяйственной деятельности (например, открыть семейный магазин).
Также, плательщики пятой группы освобождаются от обязанности использования регистраторов расчетных операций.
Что ожидаем после принятия этого закона? Самое главное — примерно 300 тыс. хозяйств перейдут в статус семейных ферм (сначала как физическое лицо). Общая площадь используемых земель достигнет 5 млн га. Примерно полмиллиона человек из сельской местности получат работу и стабильный заработок.
Относительно интересов государства — изменение статуса не повлечет бюджетных расходов или недополучений. По мере укрупнения хозяйств и после 5 лет освобождения от уплаты налога, по расчетам наших экономистов сумма поступлений в бюджет составит более 1 млрд грн ежегодно. И это при расчете сегодняшней минимальной заработной платы!
Сегодня мы стоим перед угрозой полного уничтожения малого фермерства. Его не только нужно защищать на уровне государства, ему необходимо предоставить экономические, юридические и налоговые рычаги, благодаря которым фермеры смогут войти в правовое и налоговое поле, участвовать в прозрачных рынках продукции, иметь возможность получать государственную помощь и быть задействованными в целевых программах развития фермерства. После принятия этого закона появится возможность выхода на организованные рынки и реализации своего труда по легальным схемам и рыночным ценам.
Семейные фермерские хозяйства производят больше продукции с добавленной стоимостью, но на время роста они нуждаются в государственном внимании и возможности учиться. Для всего этого они и должны «выйти из тени».
Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.