KPI (ключевые показатели) большинства госпредприятий, как нарочно, был выстроен так, чтобы ежегодно «пожирать» все больше бюджетных ресурсов и малой правдой держаться на плаву, а то и быть в состоянии постоянного банкротства.
Как бы там ни было, много лет государство Украина позволяло себе такую роскошь, как содержать и кормить неэффективные предприятия за счет ежегодных ассигнаций и денежных вливаний. Но сегодня ситуация достигла апогея и проблема разрыва этих «порочных» отношений стоит на повестке дня. Но вот незадача — как же осуществить это самое избавление от госпредприятий? Да, действительно, часть предприятий нужно пустить с молотка или, по возможности, оставить контрольный пакет акций у государства.
Любые изменения всегда будоражат разум особенно у людей, которые годами работают на предприятиях и любые перемены воспринимают не очень хорошо, поскольку понимают, что рабочие места, в случае изменения собственника под многими пошатнуться, а в таком случаи стоит ожидать социальных волнений. Но на самом деле выход есть всегда.
Так, командой экспертов общественного объединения Agro.ReformsUA разработан проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» по урегулированию процесса приватизации предприятий и учреждений ветеринарной и фитосанитарной сферы». Урегулирование вопроса приватизация в ветеринарной и фитосанитарной сфере было выбрано не случайно. Важно отметить, что именно эти предприятия играют важную социальную функцию, поскольку представлены в большинстве районных административно-территориальных единицах и в большинстве своем являются единственными больницами и лабораториями ветеринарной медицины.
Как бы прискорбно это не звучало, но привлечь инвестора в эту сферу вряд ли удастся, ведь только стоимость оформления всех правоустанавливающих документов на недвижимое имущество может превышать стоимость возможного дохода полученного от продажи такого имущества. Да и продать задорого имущество предприятий не выйдет, поскольку оно давно морально устарело. И чем дольше ждать, тем меньше будет стоимость активов. При таких условиях, приватизация указанных предприятий на общих условиях невозможна и нецелесообразна.
Так что, фактически, единственными заинтересованными в сохранении и развитии указанных предприятий является его трудовой коллектив, который к тому же имеет соответствующий опыт работы в этой сфере.
Главным тезисом и задачей разработанного проект есть быстрая, «безболезненная», а главное прозрачная процедура передачи предприятий Госветфитослужбы трудовым коллективам.
Мы предлагаем считать стартом приватизации решение Госветфитослужбы о передаче учреждения Фонду госимущества. Что мы предлагаем: максимально упрощенную процедуру передачи госимущества, осуществить передачу предприятий согласно уже имеющейся балансовой стоимости, потому что если сейчас проводить процедуру переоценки имущества, то это очень затянет приватизационный процесс. Поэтому, суть нашего предложения в том, чтобы передать все, как есть. И все предприятия, которые принадлежат Госветфитослужбе, как можно быстрее перешли в распоряжение ФГИУ.
На самом деле, может показаться, что предложение передачи предприятий трудовым коллективам звучит как-то дико, но когда мы обратимся к учебникам по истории, мы уведем, что все госпредприятия раньше были колхозами и формировались за счет имущества участников трудового коллектива.
И, напоследок, хочу добавить, что разработанный законопроект, предусматривает создание условий для передачи средств производства трудовым коллективам для осуществления сельскохозяйственной деятельности, поэтому государство должно, как можно быстрее, передать трудовым коллективам в первую очередь предприятия и предоставить право распоряжаться их дальнейшей судьбой.
На самом деле я возлагаю большие надежды на саму идею передачи предприятий трудовым коллективам, поскольку каким еще иным образом можно воспитать гражданское общество, как возложив ответственность на граждан за их деятельность и материальное благосостояние? Да конечно это будет некий выход из зоны комфорта и им придется много поменять в своей жизни: они должны будут учиться договариваться, принимать важные, управленческие решения, а главное нести за них ответственность.
Олег Проценко, проектный менеджер аграрной реформы Национального совета реформ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.