Почему госполитика не справилась?

14 ноября 2018, 10:00 3670
Вадим Ивченко

Не слишком баловало наше государство сельхозтоваропроизводителя разного рода поддержками за все годы независимости.

Более 90% общего объема господдержки аграриев составила косвенная помощь в виде благоприятной налоговой политики. Я говорю о спецрежиме налогообложения НДС. Важно и то, что он действовал автоматически, следовательно исключал возможность вмешательства нечистых на руку чиновников, то есть коррупционную составляющую.

В 2016 году командой Президента такой «спецрежим» было частично отменен. Объяснение стандартное — наши международные обязательства. Оставили: товаропроизводителю-растениеводу 15% НДС, в молочном скотоводстве дали до 80%, а для производителей другой продукции животноводства, за исключением продукции КРС, — 50%.

С начала 2017 года «спецрежим» отменили уже полностью. Заменили его обещаниями беспрецедентной суммы в 5,6 млрд грн поддержки от государства. На практике эта поддержка выделялась в большинстве случаев «для своих». Ведь «чужие» никогда не смогут выполнить все условия для ее получения: то недостаточно справок, стоимости залога, то мало земли у сельхозтоваропроизводителя, или просто бюрократический механизм распределения…

Банки отказываются кредитовать малых сельхозпроизводителей. А сегодня большинство из таких обрабатывают до 500 га земли (по данным ДФС плательщики единого налога — 22 449 ФХ, а 91%, то есть 20 508 от всех хозяйств страны — это хозяйства до 500 га).

2018 год — снова обещания. 4 программы поддержки и 6,3 млрд грн. За 10 месяцев выполнено из этой поддержки, дай Бог 14%. Из фермерского миллиарда использовано 1,6 миллиона! Программы поддержки для малого и среднего фермерства не работают. Получают поддержку только несколько крупных латифундистов. Те же, что и в прошлом году.

В то время, когда в мире правительства других стран активно поддерживают средних и малых сельхозпроизводителей, которые и являются основой экономики, украинская система помощи приумножает состояние только нескольких крупных агрокорпораций.

На фоне такой «заботы от государства» ко всему прочему в начале осени растет стоимость перевозки, оплата использования вагонов-зерновозов, цена на дизтопливо, а следовательно — растет стоимость логистики всех без исключения удобрений, средств защиты растений и семян. С поднятием цены на газ прогнозируемо взлетела и стоимость обслуживания на элеваторах, а следовательно и себестоимость хранения.

В бюджете на 2019 год обещано аграриям почти 7 млрд грн господдержки… Но, наверное, в нее уже никто не верит! Хотя проблем в отрасли много, и очень пригодились бы дополнительные средства. А финансовая стабильность агропредприятия — одна из важных предпосылок успешной посевной кампании и одновременно является гарантией продовольственной безопасности страны и основой экспортного потенциала для сельхозтоваропроизводителя.

Почему вместо того, чтобы создавать условия для развития отрасли, внедрения переработки, новых видов аграрного бизнеса, защиты фермеров, реформирования отрасли, власть постоянно вставляет палки в колеса прибыльного бизнеса?

На фоне всех этих проблемных вопросов в отрасли снова начались разговоры об открытии рынка земли. Риторический вопрос — неужели это делается для и ради украинцев? Не прогибается ли команда Порошенко под прихоти латифундистов или международных организаций?! Зачем украинцам власть, которая не может отстоять своих граждан, а вместо этого, для того, чтобы продолжить свое управление, все дальше и дальше погружает страну и бизнес в глубокий кризис.

Министерство аграрной политики и продовольствия обнародовало новые предложения, которыми, в частности, предлагается снять ограничения относительно размера земельного участка ФХ и увеличение уровня прибыли до 20 млн грн для возможности принять участте в программах. Получается, средства, которые планировали отдать малым фермерским хозяйствам, тем кто действительно в этом нуждается, снова получат большие агропредприятия.

Так почему же власть только в конце года задумалась над тем, как изменить порядок распределения средств? В обществе большой резонанс и критика в адрес квалификации людей, которые занимаются аграрной политики. Что должны сделать в следующем году для того, чтобы эта поддержка дошла до реального фермера? Аграрные ассоциации уже предоставили свои предложения. Но снова никто к ним не прислушивается. И диалога не получается.

Из вышесказанного можно сделать вывод — система господдержки, предложенная командой Президента, не работает. Ее нужно убрать и писать и внедрять совершенно новую, где в центре аграрной политики будет человек, а не тонна или гектар. Она должна быть построена и на основе подписанного соглашения между Украиной и ЕС.

Вадим Ивченко, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВРУ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.