Органическая неделя №4. Экспортный рынок Литвы

27 августа 2019, 07:50 1938
Дмитрий Титаренко

Литва — 4-й по величине экспортный рынок для органической продукции украинского производства. В 2018 году между нашими странами было совершено около 90 экспортных операций на сумму более 195 млн. грн.

Органический профиль Литвы (2017)

Площадь сертифицированных земель: 234,1 тыс. га (18-е место в Европе) *Включая земли в переходном периоде

Доля органических земель: 8,1% (23-е место в мире)

Годовой прирост органических земель: +12,5 тыс. га

Количество производителей: 2 478 (23-е место в Европе)

Количество переработчиков: 86

Количество импортеров: 12

Внутренний рынок продаж (Retail): 51 млн. Евро (22-е место в Европе)

Потребление на душу населения: 18 Евро

Источник: Fibl

Украина экспортировала свыше 28,5 тыс. тонн украинской сертифицированной продукции, среди которой преобладали: кукуруза (A), пшеница (B) жмых подсолнечника ©, черника (D), клюква (E), ежевика (F), семена конопли (G), шиповник (H). Более 90% в структуре экспорта занимают продукты растениеводства (сырье).

ТОП-10 экспортируемых в Литву продуктов, 2018 (Источник: @BuyBioBot)

В 2018 году экспортный рынок Литвы состоял из 22 операторов, которые импортировали продукцию украинского производства. Со стороны же Украины внешний рынок формировали 9 оператора из 7 областей. Причем наиболее активными игроками по объему экспортируемой продукции выступали Херсонская (89,1%), Одесская (4,8%) и Полтавская (4,4%) области.

Литва — один из немногих торговых партнеров, входящих в ТОП-10, с преобладающей долей реэкспорта. Менее 40% купленной продукции остаются на внутреннем рынке для дальнейшей переработки и/или реализации, остальные же 60% — направляются в другие страны Европы (Нидерланды — 39%, Франция — 8% и Италия — 7%).  При этом между нашими странами практически отсутствуют посредники, участие которых уже сократилось до 2% (от общего числа торговых сделок). Среди стран-посредников, как и в 2017 году доминировали Чехия (0,8%) и Польша (0,5%).

По статистике можно сделать вывод, что Украина опять-таки интересна как рынок дешевого сырья, на перепродажи которого продолжают зарабатывать страны с более выгодным по отношению в ЕС географическом положением. Причем речь не только о реэкспорте. В частности, Литва также заинтересована в добавочной стоимости и уже стала одной из первых с постсоветского пространства, кому удалось выйти на крупнейший онлайн-рынок конечных потребителей — Amazon. Площадка является не только одним из мировых лидеров розничной торговли, но и основным входом на один из крупнейших потребительских рынков здорового питания — Великобритании (http://buyorganic.in.ua/food-matters-live/#2020).

Литва принимает активное участие в формировании внешних рынков Украины и ее роль не ограничивается торговыми экспортными операциями. На ее территории располагается официальное представительство Numberg Messe, которое координирует работу с участниками BIOFACH в странах Балтии, Украине, Белоруссии и Грузии. А в прошлом году руководитель представительства — Хуберт Демлер, — принял непосредственное участие в подготовке Национального павильона Украины и предшествующем ему промо по приготовлению рекордного органического медовика.

«N. B.!» Всі органічні рекорди України зберуть в одному місці

Дмитрий Титаренко, Organic Export Promoter, основатель и руководитель Agroportex.Bio и промо-платформы BuyOrganic.in.ua, координатор Organic Ukraine Business Hub 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.