Органическая неделя №1. Экспортный рынок Нидерландов

05 августа 2019, 10:00 2206
Дмитрий Титаренко

В 2017 году в рамках проекта «Агропорт» мы начали фокусироваться на нишевых направлениях. В рамках программы по развитию органического рынка Украины был сформирован отдельный вектор на органику и создана органическая платформа Agroportex.Bio, а уже в конце прошлого года команда стала оператором на профильных международных выставках.

Нам нужны были индикаторы и ориентиры для построения экспортной промо-стратегии, и уже тогда мы ощутили дефицит информации. Так возникло новое направление в нашей деятельности  — анализ экспортных рынков, которое мы также начали с органики.

Результат первых исследований впечатляет: общий объем экспорта в 2018 году составил более 273 тыс. тонн, что на 60% превышает показатели 2017 года. Это заставило нас тщательно изучить причины, тенденции, а главное — продукты, регионы и страны, которые формируют наш внешний рынок.

К тому же с начала августа в Украине начал действовать «органический» закон, который хоть и ориентируется преимущественно на внутренний рынок и на потребителя, но ничто так не вселяет уверенность и доверие иностранных покупателей, как внутренний порядок, законодательное регулирование и понятные правила игры для самих производителей.

К тому же, впереди 28 недель до главного события в мире органики — Biofach 2020 (12–15 февраля, Нюрнберг), до этого времени успеем охватить ключевые экспортные рынки украинской органики.

Экспортный рынок Нидерландов

Органический рынок Нидерландов (2017 г.)

Площадь сертифицированных земель: 56 203 га (28-е место в Европе)

* Включая земли в переходном периоде

Доля органических земель: 3%

Количество производителей: 1696 (28-е место в Европе)

Количество переработчиков: 995

Количество импортеров: 385 (3-е место в ЕС после Германии (1692) и Швейцарии (548))

Внутренний рынок продаж (Retail): 1206 млн евро (10-е место в Европе)

Потребление на душу населения: 71 евро (10-е место в Европе)

 Источник: Fibl

Самый крупный для Украины рынок и постоянный торговый партнер — Нидерланды. В прошлом году он был абсолютным экспортным лидером как по объему продукции, так и в денежном эквиваленте. Вместе с Германией они обеспечивают около 40% всей экспортной органической выручки для Украины.

В течение 2018 года было совершено свыше 1600 экспортных операций на 619,2 млн грн (+21% по сравнению с 2017 годом). В этом сезоне Украина экспортировала более 132 тонн сертифицированной продукции, в десятке лидеров которой: кукуруза (A), пшеница (B), горох (С), сок яблочный (D), ячмень (E), жмых подсолнечный (F), пшеница озимая (G), черника (H), крупа пшена (I), масло соевое (J).

Как мы видим, значительную часть экспорта составляет продукция растениеводства. Ее доля в общей структуре экспорта стабильна и составляет около 90%. А это очередное подтверждение, что для Нидерландов Украина остается сырьевым придатком.

В 2018 году экспортный рынок Нидерландов состоял из 30 операторов, которые импортировали продукцию украинского производства. Со стороны же Украины внешний рынок формировали 26 операторов из 15 областей. Причем наиболее активными игроками по объему экспортируемой продукции выступали Херсонская (51,5%), Черниговская (12%), Житомирская (11%), Одесская (8,3%) и Полтавская (6,7%) области.

Несмотря на уже сформировавшийся внутренний рынок потребителей, Нидерланды остаются одним из крупнейших реэкспортеров и выступают торговым посредником между Украиной и другими странами. Свыше 70% купленной продукции остаются на внутреннем рынке для дальнейшей переработки и/или реализации, остальные же 30% — направляются в страны Европы (Великобритания — 10,8%, Швейцария — 7,2% и Италия — 4%). К продукции, на перепродаже которой зарабатывают голландские компании, относятся: кукуруза, ячмень, горох, яблочный сок, а также ягодная группа.

Также стоит отметить, что на экспорте в Нидерланды зарабатывают и другие страны, и их участие сокращается с каждым годом. Так, в 2018 году их доля сократилась на 13% и составила 54,5%. Среди стран-посредников, как и в 2017 году, доминировали Литва (41,2%) и Швейцария (9,5%). 

Стоит ли фокусироваться на поиск прямых контактов в обход Нидерландов? Возможно, но для переработанной продукции или ягодной группы. И как показывают цифры, закрепление позиций на существующих рынках все же дают гораздо более ощутимые результаты для наращивания национального экспорта, а Нидерланды как раз являются одним из ключевых.

Дмитрий Титаренко, Organic Export Promoter, основатель и руководитель Agroportex.Bio и промо-платформы BuyOrganic.in.ua, координатор Organic Ukraine Business Hub 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.