Говорю это как человек, который не один год проживает и запускает международные бизнес-проекты непосредственно в КНР.
За последний год я провел около 150 встреч с представителями крупного бизнеса, государственными компаниями КНР, инвестиционными группами. Одной из моих задач как раз и была популяризация украинских национальных продуктов.
Китайский инвестиционный потенциал просто поражает. Сейчас происходит массовая скупка привлекательных инвестиционных объектов по всему миру: от футбольных клубов до промышленных предприятий. Китайцы инвестируют в огромное количество отраслей по всему миру, и интерес к Украине очень высок.
Перспективные отрасли в АПК
Подсолнечное масло. Зачем покупать сырье или бутилированное масло, если можно сразу инвестировать в поля и замкнуть на себе всю цепочку? Что китайцы успешно делают. В 2017–2018 году ряд крупных государственных компаний (например Cofco) активно инвестирует в выращивание подсолнечника в России и Украине.
Куриные лапы. Спрос просто огромнейший. Китайцы массово едят те части курицы, которые мы просто выбрасываем, поскольку для них это деликатес. Но рабочая схема до сих пор не налажена. Раньше все это завозилось по серым схемам (Гонконг, Вьетнам…). Сейчас ряд китайских инвесторов делают серьезные шаги по прямым инвестициям в украинские производства и легализацию схем ввоза в КНР.
Далее идут говядина, свинина, мясные субпродукты. Спрос в Китае не покрывается даже австралийской и новозеландской продукцией, которая импортируется в Китай в огромных объемах. Уже несколько украинских производителей аккредитованы в Китае не без помощи китайских инвесторов. И это только первый шаг.
Китайцев нужно понимать, критически оценивать их мышление и возможные желания. А для этого нужно знать рынок «изнутри». При инвестировании китайцы будут стараться получить полный контроль над объектами, и это может стать большой проблемой для Украины.
Задача наших чиновников и бизнесменов — выстроить такую схему (СП), при которой основной контроль и принятие ключевых решений останутся в наших руках, тем самым не дав превратить себя в сырьевой придаток китайского бизнеса.
Михаил Ельников, специалист по продвижению импортных продуктов питания в Китае
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.