Земельный блок
20 декабря прошлого года ВРУ, к сожалению, не смогла принять во втором чтении один из самых необходимых законов для аграриев — речь идет об антирейдерском законопроекте №8121 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты по противодействию рейдерству». Тогда законопроект не набрал голосов из-за политических торгов и споров между фракциями, и был отправлен на повторное второе чтение. С тех пор в течение перерыва в работе ВРУ при моем участии был проведен ряд рабочих групп перед повторным голосованием за этот проект. На заседании 5 февраля антирейдерский законопроект был поддержан в повторном втором чтении Аграрным комитетом, поэтому ждем его вынесения на голосование в зал.
Напомню, что антирейдерский законопроект №8121 направлен на устранение проблемы двойной регистрации договоров аренды земли. Кроме того, он обязывает правительство провести инвентаризацию всех земельных участков, информация о которых все еще отсутствует в Государственном земельном кадастре. Также, среди прочего, он полностью автоматизирует взаимодействие между Государственным земельным кадастром и Государственным реестром прав на недвижимое имущество и содержит очень много других новелл. Не буду на них останавливаться подробно, ведь неоднократно озвучивал эту информацию.
На заседании во вторник Аграрный комитет также поддержал в повторном втором чтении другой законопроект №3157 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно уточнения порядка предоставления в аренду водных объектов в комплексе с земельными участками». Этот проект устраняет коллизию, которая существует при арендных отношениях в сфере водопользования. Действующие нормы относительно аренды водных объектов выписаны крайне некорректно, и из них непонятно, какой именно договор должен заключаться — договор аренды земли или договор аренды земель водного фонда. Соответственно, законопроект имеет шанс упросить работу тем аграриям, которые используют в своем производстве оросительное земледелие.
Также крайне актуальным для земельной сферы остается решение тех проблем, которые поднимаются в законопроекте №7060 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования создания и развития семейных фермерских хозяйств и прекращения коррупционных злоупотреблений в сфере распоряжения землями государственной и коммунальной собственности». К сожалению, из-за несовершенной системы бесплатной приватизации в Украине земельные участки массово выделяются на подставных лиц, а эти «серые» схемы широко используются для пополнения земельных банков крупных аграрных предприятий. Чтобы прекратить эти схемы, мы с коллегами предлагаем установить определенные ограничения, в частности ввести 7-летний запрет на отчуждение земельных участков под личное селянское хозяйство, полученных гражданами в порядке бесплатной приватизации, передачу их в пользование третьим лицам, и изменение их целевого назначения. Напомню, что в прошлом году законопроект был принят в первом чтении, но для его принятия осталось сделать последний решающий шаг. Несмотря на то, что сегодня в исполнительной власти и стенах парламента оказывается сопротивление принятию этого проекта, ведь многие, видимо, хотят сохранить существующие коррупционные механизмы, надеюсь, что он все же будет принят.
Наиболее революционным шагом в сфере земельных отношений стало бы принятие законопроекта №7118-1, который призван осуществить земельную децентрализацию и передать полномочия по управлению землями за пределами населенных пунктов объединенным территориальным громадам. Напомню, что эпопея с передачей земель за пределами населенных пунктов, к сожалению, продолжается еще с прошлого созыва парламента, где я зарегистрировал первый законопроект на эту тему. В парламенте нынешнего созыва в первом чтении был принят законопроект №4355, но в дальнейшем он остался без продвижения. А президентский законопроект №7363 вообще был провален.
Последняя версия законопроекта, который мог бы наконец осуществить земельную децентрализацию в Украине — №7118-1, пока не рассматривалась, хотя зарегистрирован он был еще 4 октября позапрошлого года. 2019-й год — это последний год работы парламента нынешнего созыва, и именно земельная децентрализация является одной из кардинальных реформ, которыми могла бы запомниться нынешняя Рада. В противном случае, этот созыв может запомниться в первую очередь нереализованными возможностями. Как произойдет на деле — вопрос открытый, ведь законопроекты готовы, и все зависит только от политической воли. Но бороться за них нужно.
Аграрные вопросы
4 октября прошлого года почти все представители Аграрного комитета и другие депутаты зарегистрировали в ВРУ аграрную стратегию Украины — законопроект №9162 «Об основах государственной аграрной политики и государственной политики сельского развития». Это рамочный законопроект, который призван определить основные векторы развития нашего АПК и сельских территорий, и стать законодательной основой государственной политики по этим направлениям.
Такой системный акт у нас пока отсутствует, ведь закон «Об основах государственной аграрной политики на период до 2015 года», во-первых, был ограничен определенным сроком, а, во-вторых, на эту системность и не претендовал. Кроме того, такой рамочный документ нам необходим для приведения национального законодательства к стандартам законодательства ЕС в сфере сельского хозяйства. Из интересных норм законопроекта — введение Офиса аграрного атташе для представительства и защиты интересов украинских сельхозпроизводителей за рубежом. Законопроект был разработан при активной поддержке проекта Европейского Союза Support to Agricultural & Food Policy Implementation. Надеюсь, что в ближайшее время законопроект будет принят парламентом.
Довольно долгую историю имеет законопроект №4922-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по оптимизации системы государственного управления в сфере сельского хозяйства», а принятие этого, по сути, технического акта очень затянулось. В связи с ликвидацией и реорганизацией ряда госорганов необходимо внести изменения в законодательство, ведь создание Госпродпотребслужбы и ликвидация Госсельхозинспекции и Санэпидслужбы привели к существенному перераспределению функций. Однако перераспределение этих функций было сделано исключительно на уровне подзаконных актов, а никакие изменения в законы внесены не были. Это наконец нужно сделать.
Темой, к которой всегда приковано повышенное внимание, является производство и оборот генетически модифицированной продукции. Не все знают, но по факту в Украине на сегодняшний день не был официально зарегистрирован ни один из видов ГМО. Не потому, что такой продукции в Украине нет, а потому что процедура регистрации ГМО является слишком длительной и затратной, а действующий закон в этой сфере не работает и не содержит действенных мер контроля. Поэтому нашим с коллегами законопроектом №7186 «О государственном контроле за генетически модифицированной продукцией в сельском хозяйстве и пищевой промышленности» мы предлагаем как раз ввести в государстве эффективный механизм контроля на всех этапах создания и оборота ГМО, задействовав и Министерство образования и науки, и Экоинспекцию, и Госпродпотребслужбу. Что же касается процедуры регистрации ГМО, то этим законопроектом мы имплементируем нормы законодательства ЕС в указанной сфере.
Еще один евроинтеграционный законопроект, который мы должны принять в рамках гармонизации украинского законодательства с нормами Евросоюза — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно идентификации и регистрации животных» №9022. Об этом, кстати, во время последнего заседания Аграрного комитета заявил и руководитель сектора сельского хозяйства представительства ЕС в Украине Кристиан Бен Хэлл.
Законопроект устанавливает единые правила государственного надзора и контроля за идентификацией и регистрацией животных и ответственность за невыполнение таких требований, а также призван обеспечить средства для обнаружения, локализации и контроля болезней животных.
Олег Кулинич, народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Аграрного комитета ВРУ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.