Новая политика поддержки Минагропрода 2: удешевление стоимости кредитов

06 марта 2017, 10:40 3758
Олег Нивьевский

Основной проблемой программы удешевления стоимости кредитов в АПК в нынешнем виде является неопределенность цели и адресности или целевой группы поддержки. А значит, можно достаточно уверенно говорить о ее неэффективности, даже не вдаваясь в детальный анализ.

В первой части серии блогов на тему новой политики поддержки Минагропрода говорилось о проблемных местах программы поддержки компенсации стоимости украинской сельхозтехники. Без ответов на эти вопросы трудно говорить о ее эффективности. Следующим в очереди стоит программа удешевления стоимости кредитов в АПК, бюджет которой на 2017 год составляет 350 млн грн.

Порядок использования средств по программе удешевления кредитов в АПК устанавливает такие ключевые параметры программы:

1) Предоставление средств осуществляется в ручном режиме через структурные подразделения соответствующих облгосадминистраций.

2) В 2015 году компенсировались кредиты с суммой процентов (пользование кредитом плюс другие платежи) не выше 30%; с 2016 года компенсируются кредиты, если сумма процентов за пользование кредитами не превышает учетной ставки НБУ, увеличенной на 3 процентных пункта на момент заключения договора. Сейчас учетная ставка НБУ — 14%, то есть в этом году будут компенсировать кредиты с процентной ставкой не выше 17%.

3) Размер компенсации — 50% учетной ставки НБУ, то есть 7% в текущем году.

4) Компенсация осуществляется по кредитам на финансирование преимущественно оборотного капитала, из основного капитала включена в программу только закупка молодняка сельхозживотных и птицы, оборудования для животноводческих ферм и комплексов.

5) К программе в первую очередь имеют доступ предприятия, у которых чистый доход (выручка) за последний год не превышал 10 млн грн. Во вторую очередь — производители, которые выращивают КРС на мясо и молоко.

Основная проблема с вышеуказанными ключевыми параметрами — это фактически отсутствие цели программы, то есть непонятно, чего Минагропрод хочет достичь этой поддержкой. Другая важная проблема — фактически отсутствие адресности поддержки, что при ограниченном бюджете программы нивелирует эффективность средств налогоплательщиков.

А) Отсутствие адресности. Что такое 10 млн грн? Для приблизительных расчетов можно взять среднюю закупочную цену на зерновые (примерно 4000 грн/т) и среднюю урожайность (4 т/га) — и мы получим 625 га, то есть этой программой могут воспользоваться агропредприятия с земельным банком до, грубо говоря, 500-600 га, а это совсем не малые фермеры, на поддержке которых постоянно акцентирует внимание глава Минагропрода. На самом деле, компенсацию получают и предприятия, которые обрабатывают десятки тысяч гектаров! Вот статья, в которой представитель компании с удовольствием делится опытом получения компенсации. Конечно, теоретически малые фермеры (до 100 га) подпадают под программу, но практически они находятся вне ее, поскольку банковский сектор не очень-то хочет работать с мелкими предприятиям. А если нет кредита — то нет и помощи, то есть сохраняется статус-кво, программа не изменяет состояние доступа к кредитам для одной из групп предприятий, и не имеет значения, занимается предприятие животноводством или растениеводством.

Б) Какова цель программы удешевления стоимости кредитов? Переводя простым языком (см. пункт 4 вверху), Минагропрод на практике не заинтересован в долгосрочных инвестициях (то есть в развитии) в растениеводство, поскольку компенсация направляется только на оборотный капитал, что является очень пассивной позицией, типа «как-то оно будет». Программа должна что-то стимулировать, изменять поведение производителей, а не просто раздавать деньги. С другой стороны, Минагропрод поощряет инвестиции в животноводство, что положительно, но не удивительно. Если посмотреть на политику поддержки АПК Украины, то она всегда была в пользу животноводства за счет растениеводства, однако устойчивого успеха это не имело (за исключением птицеводства, наверное). Кроме того, даже если и стимулировать инвестиции в животноводство, то без определения целевой группы поддержки доступ к средствам программы будут иметь те, кто и так без помощи программы пользуется кредитами и инвестирует.

Олег Нивьевский, экономист, член Экспертного совета УКАБ

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.