Неплатежеспособные элеваторы и что с этим делать

28 августа 2019, 06:04 2427
Анатолий Косован

Рассмотрим ситуации, связанные с деятельностью товарных элеваторов, возможные риски и варианты решений проблем.

В соответствии с положениями ст. 961 Гражданского кодекса Украины товарным является склад, который в подтверждение принятия товара выдает один из таких складских документов:

- складскую квитанцию;
- простое складское свидетельство;
- двойное складское свидетельство.

Согласно Закону Украины «О зерне и рынке зерна Украины», а также Порядку ведения реестра складских документов на зерно и зерна, принятого на хранение, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17 ноября 2004 г. №1569, любой выданный складской документ на зерно должен быть зарегистрирован в реестре складских документов с присвоением порядкового номера такого документа. Проверить элеватор на предмет подключения к указанному реестру можно на сайте ГП «Госреестры Украины» по следующей ссылке: http://dru.com.ua/ua/page_87.htm

Даже учитывая все вышеуказанное, стоит отметить, что процесс подключения складов к реестру был существенно упрощен и сам факт наличия элеватора в списке подключенных не дает однозначных гарантий работы с ним и сохранности зерна.

Более того, критерии поиска складских документов по реестру дают возможность указать только номер складского документа и его вид. При этом, как уже оговаривалось ранее, в реестре невозможно найти все документы, выданные элеватором, для проверки соотношения объема товара по ним с мощностю единовременного хранения или общим количеством товара, хранимого на элеваторе, которое позволяет установить проверка сюрвейера.

Говоря о неплатежеспособности элеваторов, стоит отметить, что такие ситуации зачастую возникают по причине умышленного доведения компании до такого состояния. В рамках таких незаконных действий элеватор может выдать складские документы на объем товара больший, чем реально имеющийся в складах либо чем склад способен поместить в целом. Также для введения сюрвейеров в заблуждение элеватор может установить фальшдно или установить заграждение в складе напольного хранения, что визуально создает эффект большего количества товара.

Обращаем внимание на тот факт, что в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О сертифицированных товарных складах и простых и двойных складских свидетельствах» предусматривается обязательство элеватора застраховать товар, принятый на хранение, если иное не указано в договоре складского хранения. Потому, выбирая склад, если по структуре сделки есть такая возможность, обратите внимание на наличие обязательства склада по страхованию товара и запросите сам договор страхования для понимания размера возмещения. Невзирая на описанное положение действующего закона, немногие склады соглашаются нести затраты на страхование товара, а в случае, если товар все-таки будет застрахован, это гарантирует лишь получение страховой выплаты самим складом, то есть поклажедатель может не являться выгодополучателем до договору страхования. Также страховые компании редко предоставляют покрытие на случаи, связанные с хищением товара сотрудниками застрахованного лица.

В соответствии со ст. 951 Гражданского кодекса Украины убытки, причиненные поклажедателю утратой (недостачей) или повреждением вещи, возмещаются хранителем:

- в случае утраты (недостачи) вещи — в размере ее стоимости;

- в случае повреждения вещи — в размере суммы, на которую понизилась ее стоимость.

Если вследствие повреждения вещи ее качество изменилось настолько, что она не может быть использована по первоначальному назначению, поклажедатель вправе отказаться от этой вещи и требовать от хранителя возмещения ее стоимости.

Однако, говоря о неплатежеспособном складе в качестве гарантии выполнения обязательств, стоит рассматривать именно существенные активы должника, коими у элеватора являются сами склады и технологическое оборудование. Говоря об активах у элеватора в качестве гарантии исполнения требований кредиторов в случае его банкротства, стоит обратить внимание на тот факт, что в целях безопасности сами активы достаточно часто принадлежат одной компании группы, а саму деятельность по хранению ведет иная компания, арендующая целостный имущественный комплекс. В такой ситуации лицом, ответственным за хранимый товар, будет именно арендатор склада, не имеющий существенных активов.

Даже если сам элеватор принадлежит хранителю, в большинстве случаев он окажется переданным в залог и/или ипотеку, что обеспечивает взыскание за счет активов в первую очередь именно залогодержателю, не оставляя шансов поклажедателям.

Учитывая тот факт, что товар достаточно не часто хранится на элеваторах на протяжении длительного периода времени, заключение договоров залога или иных обеспечений с элеваторами не имеет смысла. Однако в некоторых случаях длительного хранения, например, если элеватор принадлежит группе компаний, которые занимаются переработкой, и товар постепенно выкупается переработчиком у поклажедателя, уместно рассматривать в качестве обеспечения как залоги, так и поручительства иных компаний такой группы. Такие меры могут понизить риски дефолта или дать возможность удовлетворить требования поклажедателя за счет иных компаний или ликвидного имущества.

Нужно учитывать тот факт, что в период хранения элеватор ответственен за количество и качество товара. Если с количеством товара при отгрузке все немного проще, то по качеству могут возникать спорные вопросы.

На практике, существующей на рынке хранения зерна, договоры хранения практически никогда не предусматривают процедуру рассмотрения претензий поклажедателя по качеству отгруженного товара.

Ранее порядок рассмотрения таких претензий был предусмотрен в Инструкции Минагропрода  №661 от 13.10.2008 «Об утверждении Инструкции о ведении учета и оформления операций с зерном и продуктами его переработки на хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятиях», то есть был предусмотрен на законодательном уровне. Однако в процессе дерегуляции в марте 2017 г. данная инструкция была отменена.

Учитывая указанное, в данный момент процесс урегулирования претензий, проведения арбитражного определения качества и иные вопросы должны регулироваться самим договором хранения. При этом на практике договоры не содержат необходимых положений, ссылаясь при этом на недействующую инструкцию №661 либо на внутреннюю инструкцию самого элеватора, с которой поклажедатели даже не знакомятся.

В результате поклажедатель, обнаруживший в порту несоответствие качества товара, отгруженного с элеватора, не имеет четкой процедуры действий и зачастую вынужден нести возникшие затраты и убытки за свой счет.

В соответствии со ст. 35 Закона Украины «О зерне и рынке зерна в Украине», которая дублирует положения Гражданского кодекса Украины, зерновой склад обязан по первому требованию владельца складского документа вернуть зерно, даже если предусмотренный договором складского хранения срок его хранения еще не закончился. В договорах хранения при этом обычно прописывают срок на возврат такого товара в соответствии с процедурами, оговоренными в договоре, однако в любом случае исходя из технологической возможности склада.

Такая приписка действительно является важной, ведь у элеватора ограничены возможности по приему и отгрузке товара, а в сезон количество заявок от поклажедателей может превышать такие возможности.

Однако при неплатежеспособности элеватора, связанной с отсутствием достаточного количества зерна на складе, элеваторы с целью получить дополнительное время обычно ссылаются именно на указанную оговорку в договоре. Даже если речь идет не о сезонной загрузке, всегда может поломаться технологическое оборудование и начаться плановый ремонт подъездной колеи.

Учитывая изложенное, рекомендуем обязательно ознакамливаться не только с положением самого договора хранения, но и с иными, пусть даже внутренними документами элеватора. Не лишним будет и получение таких внутренних документов в заверенной складом копии.

Также в случае чрезмерного или необоснованного затягивания отгрузки товара не лишним будет хотя бы отправить на склад сюрвейера.

С целью минимизации рисков, связанных с банкротством элеватора, мы рекомендуем детально вычитывать договоры хранения, проверять принадлежность активов хранителю и наличие их залога, следить за состоянием полученных складских документов в реестре, проводить регулярный комплайенс или хотя бы проверку склада по судебному реестру и реестру исполнительных производств. К сожалению, уберечься от хорошо спланированных мошеннических действий руководства и собственников элеватора достаточно сложно, как подтверждает кейс с «Агроинвестгрупп». Помочь в данной ситуации может изменение параметров поиска в реестре складских документов и обязательное страхование ответственности элеваторов перед поклажедателями по договорам, приобретателями в которых будут именно последние.

Общие выводы по результату рассмотрения ситуаций с неплатежеспособностью разных участников рынка можно свести к следующему:

- внимательное отношение в содержанию договоров поставки и хранения;
- получение по возможности залога ликвидных активов либо поручительств;
- регистрация залогов и контроль процесса заполнения и выдачи складских документов;
- комплайенс контрагентов перед заключением контракта и последующая его проверка, а также складских документов по имеющимся реестрам до закрытия сделки.

Также пожеланиями относительно изменений правил функционирования рынка зерна, которые могут поспособствовать снижению рискованности на рынке, являются:

- изменение параметров поиска в реестре складских документов на зерно;
- автоматическая блокировка доступа к реестру складских документов в случае превышения выданных документов мощности единовременного хранения и публикация такой информации;
- создание единого черного списка участников рынка;
- введение обязательного страхования ответственности элеваторов перед поклажедателями по договорам, в соответствии с которыми последние будут выгодополучателями.

Конечно, изменения по последнему пункту повлияют на стоимость хранения, однако также однозначно предоставят поклажедателям дополнительные гарантии безопасности.

Анатолий Косован, управляющий партнер Kosovan Legal Group

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.