Коротко о том, что изменилось для конечных потребителей, аграриев в связи с принятием Закона Украины №391-IX от 18.12.2019.
1. Собственное потребление и подряд — Налоговый кодекс (а именно пункт 14.1.212) был дополнен нормой с разъяснением относительно собственного потребления в рамках операций по заправке топливом по договорам подряда. Эта норма будет применяться при одновременном выполнении следующих условий:
а) заказчики по договорам подряда не осуществляют реализацию горючего другим лицам;
б) заправка осуществляется в топливный бак машин, механизмов, техники и оборудования:
в) транспортные средства, осуществляющие заправку в топливный бак машин, механизмов, техники и оборудования, оборудованы расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска горючего наливом с такого транспортного средства.
Это пункт, на котором очень долго настаивали аграрии, поскольку многие предприятия заказывают выполнение ряда полевых работ по договору подряда, где основным пунктом со стороны исполнителя прописывается то, что горючее и заправка техники предоставляется/осуществляется заказчиком.
В понимании законодательства, до момента принятия Закона Украины №391-IX, для того, чтобы заправить комбайн подрядчика для сбора урожая с полей и выполнения других технологических операций, аграриям необходимо было бы получать лицензию на розничную торговлю горючим.
При этом на тот момент законодательные новации относительно лицензирования были внедрены во время полевых работ, когда большинство персонала и менеджмента задействовано в подготовке и контроле процесса.
2. Лицензирование хранения горючего — изменения разделили процедуру получения лицензии, обособив тех, кто хранит топливо исключительно для собственного потребления.
Хранение топлива НЕ для собственного потребления — заявление и копии следующих документов:
1) действующие на дату подачи заявки документы на землю (ч. 38 статьи 15 Закона №481/95-ВР);
2) документы, подтверждающие принятие объектов в эксплуатацию в соответствии с законодательством;
3) разрешение на выполнение работ повышенной опасности и эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.
Хранение топлива для собственного потребления — заявление, в котором отмечают общую вместимость резервуаров и местонахождение.
Однако переход для аграриев и промышленных потребителей на «декларативный» принцип получения лицензии не освобождает от необходимости ее получения, учитывая, что сроки подходят к концу.
Речь идет о сроке, до которого в случае отсутствия лицензии не будут применяться финансовые санкции. Статьей 18 Закона №481/95-ВР предусмотрено, что до 31 марта 2020 года не будут применяться финансовые санкции (штраф). Нынешние нормы законодательства предусматривают штраф за отсутствие лицензии на хранение в размере 500 тыс. грн.
А потому есть немало вопросов относительно юридической природы лицензирования хранения горючего для агросектора и для конечных потребителей в целом. Это же касается и установки счетчиков-расходомеров, поскольку это довольно значительный объем работы, особенно на крупных предприятиях-потребителях, но это является предметом отдельных дискуссий и обсуждений.
Однако редакция Закона Украины №391-IX является некой компромиссной версией для дальнейшего сотрудничества «белого» агробизнеса, нефтегазового сектора и государства в улучшении законодательства в сфере оборота горючего и в борьбе с «теневым» рынком.
Олег Нестеров, координатор комитета по технике ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.