На рубеже власти. Что ждет ОТО в Украине?

16 мая 2019, 07:03 3726
Игорь Миклащук

Процесс децентрализации до сих пор продолжается. Однако формирование объединенных территориальных общин должно завершиться в последующие несколько лет. Как в дальнейшем будет развиваться децентрализация, учитывая смену власти?

Общины и деньги за новую НПО

Нормативно-денежную оценку земель в нашей стране ждали уже давно. В идеальном случае она должна проводиться раз в 5-7 лет. В Украине же на общенациональном уровне, она в последний раз проводилась в 1995 году. Несмотря на заявленную политику государства по усилению финансовой состоятельности местного самоуправления общины ожидали, что новая НПО позволит увеличить поступления в местный бюджет за счет роста отчислений от земельного налога.

На практике же стоимостные показатели нормативно-денежной оценки земель уменьшились на 20-30%. В результате этого года поступления в местный бюджет от уплаты земельного налога будут ниже прошлогоднего. В связи с изменением показателей НПО общины на местном уровне должны занимать более активную позицию. Как вариант выхода из ситуации является проведение переговоров с сельхозпроизводителями для пересмотра договоров в сторону увеличения арендных процентных ставок.

Выборы и окончание процесса децентрализации

Осень 2020 — запланированная дата местных выборов. К тому времени вся территория государства должна быть покрыта базовыми территориальными единицами — объединенными территориальными общинами. На сегодняшний день они занимают не более трети страны. Поэтому для полноценно завершения реформы децентрализации необходимо увеличение стимулов для общин или переход к административному объединению в общины населенных пунктов, которые еще не объединились. Вместе с тем должны помнить, что новоизбранный Президент Украины Владимир Зеленский во время предвыборной кампании подчеркивал необходимость увеличения полномочий на местах. Как это будет соотноситься с централизованным созданием общин — большой вопрос. Поэтому должны ожидать первых шагов по реформе децентрализации от новоизбранного главы государства.

Другим важным фактором, который будет влиять на ход реформы децентрализации является предстоящая смена сил в Верховной Раде по результатам следующих парламентских выборов. Сегодня представляется маловероятным, что новоизбранный Президент будет иметь поддержку стабильного большинства. Вряд ли какая-то партия сможет набрать даже 20% голосов, что приведет к долгим переговорам и компромиссам по многим законопроектам. Эта участь не минует и необходимые законопроекты по децентрализации. Обратим внимание, что даже нынешний парламент, при имеющемся большинстве не мог принять большое количество законопроектов, необходимых для завершения реформы децентрализации. Та же передача земель сельскохозяйственного назначения в коммунальную собственность ОТО утверждалась не законом, а распоряжением Кабинета Министров.

И о проблемах, которые остаются

Основными проблемами при формировании ОТО есть непонимание его сути, и как следствие страх перед изменениями, низкая финансовая состоятельность, противодействие оппонентов реформ. Указанные проблемы не изменились от старта реформы. Сейчас к ним добавилась еще одна: неопределенность ее будущего. Из-за изменения Президента и переформатирования Верховной Рады осенью 2019 года, оппоненты реформ могут ждать свертывания процесса децентрализации. Я не верю, что это может произойти. Ведь в Украине уже сформировалась критическая масса способных общин, умело распоряжаются предоставленными полномочиями для своего развития. По многим социологическим опросам сегодня около 40% населения ОТО одобрительно относятся к децентрализации и признают улучшения своей жизни.

Игорь Миклащук, председатель Ассоциации объединенных территориальных общин «Институт кооперации и местного самоуправления»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.