Государственные земли, а это порядка 10 млн га, — большая коррупционная составляющая, кормушка для огромной армии чиновников. За нее должны платить аренду, а не пользоваться на льготных условиях, — вопреки ситуации с распаеванной землей.
Сегодня мы не знаем, что делается с 70% госземель, ведь их инвентаризация фактически никогда не проводилась, а если и проводилась — то не до конца. Тем временем, эти земли используются неэффективно, не по назначению, за них не уплачивается налог с аренды, и мы не знаем, что там выращивают. Кроме инвентаризации, не проводились денежно-нормативная оценка, присвоение кадастровых номеров, оформление технической документации. 3-3,5 млн га вообще не имеют учредительных документов. Ими пользуются все, кто имеет доступ.
Возможно ли сейчас вести разговор о продаже? Как бы ни хотелось, но в ближайший год — нет! Это невозможно физически. Нужен закон об обороте сельскохозяйственных земель, потом необходимо снять мораторий.
При этом просто так мораторий снять тоже не получится. Сегодня в Украине развит рынок теневой земли, работают различные схемы: завещания, отказ, перепись, кредитные обязательства. Как только мы отменим мораторий, огромное количество людей, которые скупили по этим схемам землю, побегут к нотариусу оформлять право собственности.
Кроме того, для таких решений нужна политическая воля народных депутатов. Но ее пока нет, поскольку основные пользователи госземель на бесплатной основе и находятся в Раде. Поэтому, считаю, мораторий снят не будет и закон тоже не примут — знаю мнение многих парламентариев и специалистов.
Михаил Апостол, советник министра внутренних дел Украины
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.