На что пойдут миллионы, выделенные Госсельхозинспекции

18 ноября 2016, 07:35 5529
Сюзанна Григоренко

Кабинет Министров Украины на днях принял распоряжение под названием «Некоторые вопросы обеспечения деятельности Государственной инспекции сельского хозяйства в 2016 году». Ключевым в нем является то, что выделены средства для осуществления мероприятий, связанных с ликвидацией инспекции, финансирование идет по программе 0421010 «Мероприятия по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти и сокращению количества контролирующих органов».

Ликвидация сама по себе за 1 день невозможна, и когда говорят, что выделены средства на инспекцию, то имеется в виду, что это средства, которые пойдут комиссии по ликвидации. При осуществлении своей деятельности комиссия пользуется счетами в органах Казначейства, печатью, бланками органа исполнительной власти или территориального органа, который прекращает деятельность. А сами мероприятия по ликвидации требуют ряда действий, которые нужно предпринять, чтобы Госсельхозинспекция прекратила свою деятельность.

Так, появляется информация, что инспекция не работает, но официально она существует и работает в лице ликвидационных комиссий, главной задачей которых фактически является выполнить действия по ликвидации, которые были начаты в 2015 году.

Для справки: сейчас первый заместитель председателя Госсельхозинспекции — Ю.Б. Заставный, одновременно он является председателем ликвидационной комиссии. Последняя была создана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 22 апреля 2015 № 389-р, этим же документом Заставный назначен председателем комиссии.

Постановлением от 30.06.2015 г. № 447 Кабинет Министров Украины постановил ликвидировать территориальные органы Государственной инспекции сельского хозяйства. Приказом Государственной инспекции сельского хозяйства Украины от 07.07.2015 г. № 3 созданы комиссии по ликвидации ее территориальных органов в областях и утверждены председатели этих комиссий. Территориальные органы в областях соответственно утвердили собственные комиссии и планы мероприятий по ликвидации.

Итак, на сегодня управление в районах полностью прекратили деятельность, функционируют только областные в количестве по 4-5 человек на область (те, которые входят в ликвидационные комиссии).

Поэтому средства, которые были выделены в ноябре 2016 г., направлены на содержание ликвидационных комиссий (в распоряжении есть только 2 статьи расходов — оплата труда и коммунальные услуги) согласно смете расходов, связанных с работой комиссий.

Это отнюдь не решает вопрос бесперебойного и качественного осуществления сертификации семян и посадочного материала.

Сфера семеноводства — это не поле для «экспериментов» для управленцев. Чтобы переломить ситуацию, нужны четкие профессиональные действия с высоким уровнем ответственности. Но сегодня есть нерешенные вопросы, которые являются фундаментальными:

- отсутствие четкой структуры организаций, которые будут задействованы в сертификации со стороны государства;

- завершающий этап замены подзаконного регулирования (совместно с отраслевыми ассоциациями, действующими в области семеноводства, проекты были наработаны, но они еще не приняты, в связи с чем существует несоответствие Закона и подзаконных актов);

- выполнение норм закона всеми: и субъектами хозяйствования, и властными структурами;

- обратная связь органов власти и представителей участников рынка.

19 октября 2016 г. приказом Министерства аграрной политики и продовольствия (приказ и состав) была создана рабочая группа по решению важных вопросов в этой сфере, заседание не состоялось до сих пор. 

Относительно информации, сколько средств должно быть выделено именно на сертификацию: она есть только у распорядителей бюджетных средств. Согласно законодательным изменениям, все действия в рамках сертификации полностью возмездные и будут оплачиваться на договорных началах.

В сентябре Минагропродом был опубликован и размещен на официальном веб-сайте проект постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка формирования стоимости услуг по проведению сертификации в сфере семеноводства». Однако в предложенной калькуляции затрат были предусмотрены только плановые единицы времени, а базовая стоимость услуги за единицу времени не установлена. Указано, что базой для формирования стоимости являются фактические расходы по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий год и экономическому обоснованию.

Сказать, сколько точно будет стоить сертификация как комплекс мероприятий, которые обязан оплатить субъект хозяйствования для получения обязательных сертификатов, невозможно.

Нужно учесть, что сертификация семян и получения сертификата является обязательной процедурой для всех, кто осуществляет поставки семян, а не только для тех, кто является субъектом семеноводства, тот факт, что сертификаты оформляются в разрезе партий, и ограниченность срока действия сертификата, соответственно, калькуляция затрат должна содержать четкие количественные показатели и ориентировочный расчет стоимости всех работ, которые должен заказать субъект хозяйствования.

Сюзанна Григоренко, исполнительный директор Семенной ассоциации Украины

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.