Рынок земли казался вечно второстепенной темой, потому что у моратория всегда было больше сторонников как конъюнктурного, но почти беспроигрышного хода. Запрет на движение сельскохозяйственных земель бессрочно продлили даже в 2016 году, когда Президент говорил в парламенте о необходимости взять ответственность и сделать шаг навстречу открытию рынка. Я не могу объяснить это голосование другими мотивами, чем политической конъюнктурой.

Но времена, к счастью, меняются. Чуть больше месяца прошло с того момента, когда я вместе с коллегами Сергеем Хланем и Павлом Ризаненко зарегистрировал проект Закона № 5535 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Мы получили неожиданно агрессивное пиар-сопротивление со стороны партии «Батькивщина», которая даже пыталась раскачать волну о всеукраинской забастовке против попыток «отобрать землю». Конечно, никакой забастовки украинцы не поддержали. Мантры о страшных последствиях отмены моратория уже не работают. Зато к нашему законопроекту присоединились еще 5 соавторов и представлен альтернативный документ. При некоторых различиях законопроект коллеги А. Корнацкого также имеет целью «прекращение государственной политики нарушения конституционных прав граждан и устранение неконституционных ограничений по реализации гражданами Украины права собственности на землю, прекращение теневого оборота сельскохозяйственных земель, создание условий для получения крестьянами-землевладельцами рыночно обоснованной цены на землю».

На днях появилась новая редакция Меморандума с МВФ, где есть уточненное требование провести земельную реформу. Не просто внести проект закона, но и начать реальные изменения в конкретно установленные сроки. Принять закон до конца марта. Думаю, реальные сроки — это начало апреля, когда может состояться первое чтение, и середина июля, когда законопроект пойдет на голосование во втором чтении. В любом случае, шансы на реализацию базовой реформы для АПК однозначно выросли.

Кроме того, среднесрочный план приоритетов правительства до 2020 года содержит положения о введении рынка земли. Правда, правительственная версия достаточно осторожна — покупать землю могут только люди, которые унаследовали землю. Кабмин планирует во второй половине этого года подать законопроекты «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и изменения в Закон «О государственном земельном кадастре», чтобы упростить процедуру регистрации земельных участков. Это еще один реальный сигнал о готовности наконец перейти к профессиональной дискуссии и практическому воплощению идей, которые 26 лет дискредитировали политики из лагеря популистов. Надеюсь, парламентские слушания, которые состоялись в конце декабря, стали последним фестивалем лжи о рыночных земельных отношениях.

Коротко о том плане, который предлагает внесенный мною законопроект 5535.

С 1 июля отменить мораторий. Дать право с этого дня объединенным общинам продавать коммунальную и государственную землю в своей юрисдикции. Госгеокадастру предоставить право продавать государственные земли. Способ продажи — электронные торги и только. На первом этапе покупателями могут быть только физические лица — граждане Украины, органы местного самоуправления и государство. Ограничения предельной площади земли, которая может быть сконцентрирована у одного человека, — 500 га.

Мы предлагаем предохранители, чтобы гарантировать соблюдение новых правил и прозрачность сделок с землей. Законопроект предусматривает требования к легальности капитала. При концентрации более 200 га физические лица должны подать электронную декларацию, в которой должен быть отражен источник средств для сделки. Так блокируется доступ на рынок земли теневого капитала.

Второй этап открытия рынка должен начаться с 1 июля 2018 года. Тогда право продавать землю получат владельцы паев. Через два года, с 1 января 2020 года, право покупать землю получат юридические лица и физические лица — предприниматели. При этом с рынка исключаются лица без гражданства и иностранцы. Такое ограничение для этих двух категорий будет действовать до 1 января 2030 года.

Законопроект устанавливает верхний лимит по количеству земли в одних руках. Физическое лицо сможет владеть до 500 га, юридическое лицо — до 33% земель соответствующего района или территории объединенной общины. Параллельно предлагается нижний лимит цен, чтобы не было массовой покупки по дешевке. Предлагается так называемый ценовой индикатив: на первом этапе минимальная цена покупки не может быть ниже 20-летней арендной платы по нормативной денежной оценке. Также блокируется возможность для спекуляций: в первые три года после покупки в случае перепродажи земли налог с разницы составит 90%.

При запуске рынка также важно разрушить практику бесплатной приватизации и другие теневые схемы, по которым постоянно уменьшается площадь государственных земель. Это также прописано в законопроекте 5535.

Экономические прогнозы относительно открытия рынка земли оптимистичны. Если отменить мораторий в 2017 году, то цена на землю может достичь $5 тыс. за гектар до 2025 года, а владельцы земельных паев до тех пор смогут заработать на их продаже до $25 млрд и до $15 млрд — на аренде. В то время как продление моратория имеет однозначно негативные экономические последствия. Чем больше он будет продолжаться, тем дороже будет стоить для экономики. По оценкам экспертов, продление моратория на один год — это минус $3 млрд для экономики, мораторий до 2022 года — минус $69 млрд.

Основания для политического оптимизма, для расставания с мораторием есть. Тем более что оппоненты наконец довели свои аргументы до предела абсурда. Законопроект Олега Ляшко и Виктора Галасюка (регистрационный номер 5653) предлагает держаться за мораторий еще три года. Только не до 2020-го, а три года после полного восстановления территориальной целостности нашей страны. Если нам предлагается спросить Путина, как нам реформировать сельское хозяйство и когда начинать, то ждать не стоит. Надо стартовать как можно скорее.

Алексей Мушак, народный депутат Украины