Решения, которые принимаются на государственном уровне в области аграрной политики, так или иначе затрагивают интересы всех граждан, различные слои населения. Любое на первый взгляд узкосекторальное решение может напрямую или косвенно повлиять не только на производителей отдельного продукта, но и на конечных потребителей целого спектра продукции, и не только продовольственной. Поэтому каждое конкретное решение в аграрной политике должно быть взвешенным, хорошо сбалансированным, ориентированным на достижение общественно и экономически значимых целей и не базироваться на интересах отдельных заинтересованных субъектов политических или экономических отношений.
Если посмотреть на опыт формирования аграрной политики и конкретных политических решений в аграрном секторе в высокоразвитых странах, мы почти везде увидим общие черты: научное обоснование и длительные общественные и экспертные обсуждения перед принятием любого важного решения, с одной стороны, и сильный, законодательно урегулированный институт лоббизма — с другой.
Конечно, нужно понимать, что подразумевается под «лоббизмом» в таком случае. Мы будем говорить о его классическом определении: координированная практика отстаивания интересов различными экономическими, этническими или политическими группами посредством установления и сохранения отношений с представителями всех ветвей власти в рамках, определенных законодательством. Второй стороной лоббизма является влияние на общественное мнение через формирование тех или иных месседжей в публичном пространстве.
Но давайте рассмотрим этот вопрос на конкретном примере — взаимодействия Министерства аграрной политики и продовольствия Украины и профильных ассоциаций, представляющих интересы различных секторов, групп производителей АПК. Их немало, если не ошибаюсь, точно более 100. И как свидетельствует мой опыт работы в Министерстве аграрной политики и продовольствия, нам было бы гораздо легче работать по некоторым вопросам, включая внешнеэкономические темы (например, переговоры по ЗСТ), если бы профильные ассоциации выходили на ведомство с единой согласованной позицией от сектора, сконцентрировав внимание на интересах всей отрасли.
Согласованная позиция часто равносильна адекватной коммуникации. Ведь Минагропрод — это, прежде всего, «голос» отрасли в Кабинете министров Украины и коммуникатор с другими органами и ведомствами, включая Верховную Раду. Если рассматривать его не как оппонента или орган, который спускает по вертикали определенные решения, а как партнера, то это повлияет на всю философию формирования аграрной политики в стране на долгосрочную перспективу, и даже больше — сам подход в формировании видения будущего аграрно-промышленного сектора нашего государства. На самом деле, отношения между министерством и представителями сектора, основными стейкхолдерами и игроками рынка уже довольно ощутимо изменились. Я лично все чаще вижу примеры продуктивного сотрудничества ассоциаций и нашего ведомства, когда мы совместными усилиями решаем определенные проблемы или отстаиваем интересы отрасли «одним фронтом».
Я лично приветствую практику, когда наработки любых важных для отрасли решений начинаются с коммуникации с малыми и большими стейкхолдерами, с различными подсекторами и группами интересов. Благодаря этому на формирование единой позиции между животноводами, растениеводами, машиностроителями, большими и малыми хозяйствами, когда это необходимо, Минагропрод не будет тратить времени, а через оценку взвешенности решения будет использовать наработанный механизм и быстрее его артикулировать в других центральных органах исполнительной власти.
Это сэкономит значительное количество времени, позволит министерству быть более оперативным и эффективным.
Такая позиция очень важна в коммуникации с внешним миром. В условиях, когда внутри отрасли или между отраслями существуют определенные разногласия, зарубежные коллеги могут использовать их, чтобы максимально ослабить позиции и агросектора и Украины в целом.
Я считаю, что показательным примером стало проведенное в прошлом году мероприятие в Брюсселе в рамках аграрно-политического диалога Украина — ЕС, когда коммуникация по проблемным вопросам частично перешла от DG AGRI и Минагропрода на уровень ассоциаций. Я как модератор упомянутого мероприятия могу вам откровенно сказать: была довольно напряженная дискуссия, было много цифр и эмоций. Однако именно благодаря более-менее взвешенной позиции украинских ассоциаций, которых было представлено 8, о аграрных проблемах Украины не только услышали, но и замечания были учтены.
И это пример того, что цивилизованное лоббирование интересов отрасли на уровне профильных ассоциаций гораздо быстрее ведет к нужному для АПК результату. Я всегда подчеркиваю в своем общении со всеми представителями аграрного сектора Украины: объединяйтесь. Объединяйтесь, находите компромиссные решения по тем вопросам, которые вас интересуют, и приходите к нам в министерство с этой позицией. В вашем единстве — сила. Сила лоббирования ваших интересов не только внутри страны, но, что более важно, на внешних рынках. Я убеждена в том, что наш АПК способен генерировать добавленную стоимость, высокотехнологичные продукты и продавать их во всем мире. Но это возможно при одном важном условии: мы должны учиться презентовать себя вместе, лоббировать наши интересы на региональном или глобальном уровне тоже вместе, потому что в этом наша сила и наше конкурентное преимущество.
Нашим аграрным производителям я часто в качестве примера называю ЕС и европейские страны, где аграрные ассоциации являются очень серьезными лоббистами сектора на всех уровнях принятия решений. В ФРГ, где я довольно долгое время работала (в том числе в ассоциации), определяющее влияние на формирование аграрной политики оказывает Deutscher Bauernverband (Ассоциация фермеров ФРГ), без участия ее представителей трудно себе представить любые дискуссии о текущих или стратегических вопросах аграрной и экономической политики не только на национальном, но и на европейском уровне. В Европейском союзе базовой ассоциацией фермеров является COPA COGECA. В нее входят национальные ассоциации. Организация является мощным инструментом отстаивания интересов европейских фермеров, и я всегда призывала наших аграриев не отвергать возможностей прямого диалога с COPA COGECA. Да, это наши конкуренты, но именно поэтому и нужно иметь постоянный контакт с ними и не бояться выходить на сложные темы, обсуждать их и находить точки соприкосновения. Но такие мощные игроки, как COPA COGECA, будут разговаривать только с консолидированными представителями нашего агросектора.
Поэтому я могу лишь еще раз сказать в резюме. 1. Лоббизм — это не ругательное слово, а серьезная и высокопрофессиональная работа, которой нашим аграрным производителям еще нужно учиться. 2. Объединяйтесь. И будем вместе отстаивать наши интересы во всем мире.
Ольга Трофимцева, заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.