Важным для многих аграриев был законопроект №2317 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (относительно улучшения администрирования акцизного налога)».
Данный законопроект совершенствует работу системы электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового (СЭАРГСЭ) и упрощает условия лицензирования для субъектов хозяйствования. В частности, им предлагается внести поправки в законодательство Украины, которые очень важны для деятельности сельскохозяйственных предприятий, а именно:
1) Хранение исключительно для собственных нужд (без реализации или предоставления услуг по хранению) не требует подачи документов на землю, документов, подтверждающих принятие объектов в эксплуатацию, а исключительно заявление с информацией об общей вместимости резервуаров и их расположении (де-факто — декларативный принцип).
Пункт, который пытаются отменить уже почти год. Указанные изменения очень важны для сектора, ведь нормы, которые вступили в действие 01.07.2019 г., обязывали аграриев, которые используют горючее исключительно для собственных нужд, получать лицензии на его хранение. А получение указанных лицензий предусматривало фактически такую же процедуру и пакет документов, как для тех, кто осуществляет оптовую и розничную торговлю.
Здесь также является важным моментом то, о чем уже неоднократно отмечалось, что аграрии не являются производителями или реализаторами горючего, они покупают продукцию, за которую уже уплачены все платежи и сборы.
И именно переход на такой, де-факто декларативный метод, упростит работу многим предприятиям аграрного сектора, особенно малым и средним, ведь отпадет необходимость вкладывать значительные средства для разработки всей необходимой технической документации. И при этом контролирующие органы будут понимать количество в Украине мест хранения и их объем.
2) Операции по заправке горючим по договорам подряда приравниваются к собственному потреблению, что значительно упрощает работу аграриев, которые используют технику подрядчиков для выполнения полевых работ.
Вопрос, о котором неоднократно отмечалось представителями аграрного сектора. Ведь сейчас немало полевых работ, особенно в момент сбора урожая, осуществляется не собственной техникой, а техникой подрядчика. И важным моментом является то, что такую технику должен заправлять сам заказчик. Фактически — топливо использовалось для собственных нужд, оно не продается, и все идет в рамках договора подряда. С точки зрения закона — это реализация горючего, для чего нужна еще и лицензия на розничную торговлю. Норма законопроекта исправляет данную ситуацию, конечно, предусматривая условия, при которых это должно быть выполнено.
Стоит отметить, что законопроект был поддержан Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики для принятия его за основу и в целом. Но он был принят только в первом чтении, хотя и сократили срок подачи поправок.
В случае, если Верховная Рада не успеет рассмотреть и принять данный законопроект, начнет действовать статья 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего», которым предусматривается штраф за хранение горючего без лицензии в размере 500 тыс. грн.
То есть с 1 января, в случае непринятия законопроекта №2317, аграрии и промышленные компании, которые не получили на данный момент лицензии на хранение топлива, используемого ими исключительно для собственных нужд, будут получать вышеуказанные штрафы. И надо понимать, что лицензия выдается на каждое место хранения горючего, которое есть у предприятия, поэтому соответственно и штраф будет умножаться на количество мест хранения без лицензии.
Поэтому сейчас от оперативности работы Верховной Рады и скорости принятия решений зависит то, понесут аграрии убытки с самого начала года по этим штрафам, или перейдут на новый способ подтверждения мест хранения горючего, подав заявку в контролирующий орган, фактически задекларировав свои мощности по хранению.
Олег Нестеров, координатор комитета по технике ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Ответственность за цитаты, факты и цифры, приведенные в тексте, несет автор.